Константин Юдин

Годы жизни: 08 января 1896 - 30 марта 1957
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Режиссер
«Юдин прожил подвижническую жизнь, борясь за развитие кинокомедии… Он прошел долгий путь по трудным, непротоптанным дорогам» — эти слова о режиссере сказал писатель Виктор Шкловский.
Константин Юдин окончил режиссерский факультет ВГИКа. Еще будучи студентом, он пробовал свои силы в качестве ассистента режиссера на разных фильмах. И в основном это были кинокомедии, что и определило его дальнейшую самостоятельную творческую судьбу. Большой удачей для будущего режиссера стала работа с Григорием Александровым над фильмом «Волга-Волга»
. Александров оценил даровитого ассистента и позволил ему даже самостоятельно снять несколько сцен.
Свой первый фильм Константин Юдин снял в 1939 году. Это была, конечно же, комедия — «Девушка с характером» с Валентиной Серовой в главной роли. Комедийный успех Юдин закрепил своей второй картиной «Сердца четырех». Фильм был закончен в начале 1941 года. Но в прокат вышел не сразу: его сочли легкомысленным и неподходящим для такого тяжелого времени. Поэтому зрители смогли увидеть «Сердца четырех» лишь ближе к концу войны. Но зато успех у фильма был большой: светлая, жизнерадостная комедия — именно она была нужна тогда измученным военными страданиями людям.
Но во время грохота орудий музы, как известно, не молчали, кино продолжало сниматься, работал и Константин Юдин. Он придумал веселого героя Антошу Рыбкина, впервые появившегося на экране в августе 1941 года в одной из новелл боевого киносборника. Колхозный повар Антоша Рыбкин полюбился солдатам, киносборник показывали на фронте, в метро во время бомбежек, в работающих кинотеатрах. Вскоре режиссер стал получать письма от фронтовиков, в которых те просили сделать продолжение киноисторий про Антошу Рыбкина. И Константин Юдин в Алма-Ате, куда был эвакуирован «Мосфильм», начал снимать полнометражный фильм о приключениях Антоши Рыбкина. И эта картина тоже имела огромный успех, и снова с фронта полетели письма. Причем многие солдаты были убеждены в том, что Антоша — реальное лицо, просили дать его адрес, а некоторые даже утверждали, что служили с ним в одной части. Настолько убедительным и правдивым был этот вымышленный образ. Тут и заслуга режиссера, и актера Бориса Чиркова, сыгравшего Рыбкина. За создание этого фильма Константин Юдин был награжден орденом Красной Звезды.
В 1954 году режиссер экранизировал рассказ Антона Павловича Чехова
«Шведская спичка». Как отметил Виктор Шкловский: «Прекрасный чеховский сюжет с борьбой смешного и страшного, с разгадкой таинственного как пародийного был умело прочитан режиссером».
Еще в 1946 году у Константина Юдина возникла идея снять фильм по знаменитому старинному водевилю «Лев Гурыч Синичкин». Был уже даже готов сценарий. Но к съемкам картины «На подмостках сцены» по водевилю режиссер смог приступить только в 1956 году.
«Приступая к работе над экранизацией, Юдин ставил перед собой задачу преодолеть условности жанра иным путем, а именно — используя богатые возможности кино, создать киноводевиль, более реалистичный и приближенный к особенностям восприятия современного зрителя».
Киновед Борис Долынин
В 1957 году Константин Юдин приступает к работе над картиной «Борец и клоун», главными героями которой были борец Иван Поддубный и клоун-дрессировщик Анатолий Дуров. Съемки проходили тяжело, нужно было осваивать новую, незнакомую цирковую тему. К тому же Константин Константинович уже неважно себя чувствовал. Как-то раз на съемках произошел несчастный случай. Первое, что сказал Юдин, придя в себя, было: «Как хорошо, что осел прокусил губу мне, а не актрисе, испортили б ей всю жизнь».
Закончить свою последнюю картину Константин Юдин так и не успел. Его не стало 30 марта 1957 года. Как будто предчувствуя такой исход, Юдин за несколько дней до ухода из жизни завещал завершить «Борца и клоуна» режиссеру Борису Барнету. Он выполнил волю друга и коллеги, картина была снята.
«…Ни сценарист (Николай Погодин), ни постановщик (Константин Юдин, а после его смерти Борис Барнет) не ставили целью воспроизвести на экране биографии этих людей. Они создали фильм, который рисует тяжелую, а порой и невыносимую обстановку, царившую в дореволюционном цирке, дикие нравы, жестокую эксплуатацию артистов, коварные интриги и жульнические приемы, с которыми встречаются здесь по-настоящему талантливые и честные люди», — писал о фильме «Боец и клоун» журнал «Советский экран» в 1958 году.
В публикациях
Фильмы
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна