Обход дворов на Троицу в Восточном Подмосковье (Павлово-Посадский и Орехово-Зуевский районы Московской области)

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, говор – среднерусский
В восточном Подмосковье на Троицу, реже на Семик (четверг перед Троицей) зафиксирован обряд обходов дворов детьми и подростками с украшенной березой. Исполняется он рано утром в ряде деревень Орехово-Зуевского и Павлово-Посадского районов Московской области.
Ареал бытования обряда во многом совпадает с территорией известного старообрядческого центра Гуслица, расположенного на востоке Подмосковья. «Из гусляков мы» — так ощущают свою самоидентичность подмосковные старообрядцы. Примечательно, что жители прилегающих деревень так же считают себя частью гуслицкого региона: «Мы — Заход, без Захода нет Гуслиц». Факт исторической и культурной общности позволяет рассматривать данную территорию как единое культурное пространство.

В местной терминологии действо определялось как ходить с кумушкой, водить кумушку или славить кумушку. Кумушка — ветка березы, которую украшали яркими ленточками-клинушками, реже — бумажными цветами, пустышками — яичной скорлупой («на макушечки шкарлупа от яичка»), колокольчиками. В деревне Субботино Павлово-Посадского района рассказывали: «Огромну ветку наряжали, да колокольчик привязывали. Ленты были дифицит. И принимали только тех ходить, кумушку водить, кто принесет свои ленты и на кумушку повесит». А в деревне Ефимово Павлово-Посадского района говорили о хождении с кумушкой, сложенной из 3–4 небольших веточек березы.

Кумушкой в восточных районах Московской области называют и песню, исполняемую при обходе. Подходя к дому, спрашивали: «Вам кумушку спеть?» или «Кумушку кричать?»

Очевидна связь обходного ритуала, исполняемого на востоке Подмосковья на Троицу, с обрядом кумления. Одним из первых упоминает о нем еще в середине XIX века И.П. Сахаров: «В Тульской губернии семицкая береза называется кумою. В замоскворецких селениях мужчину с березкою в руке называют кумом, а девицу в венке кумою».

А вот описание обряда, свидетелем которого стали участники экспедиции Московского педагогического колледжа № 12 (руководитель Е.Г. Боронина) в 1996 г. в деревне Ковригино Павлово-Посадского района. Здесь на Троицу нарядные девочки 9–12 лет обходили дома с большой украшенной веткой березы, которую держала в руках старшая из них. Дети подходили к воротам дома, останавливались и начинали громко скандировать текст песни, при этом ритмично приподнимая и опуская ветку:

Ах ты, кумушка,

Ты, голубушка!

Ты к нам пришла,

По яичку принесла,

Хлеба по кусочку,

Блинца по блиночку,

Где кум прошел –

Там овес взошел,

Где кума прошла –

Там рожь взошла.

Кума мылица купила,

Кума рылица умыла.

Кума, мойся белей,

Кума, будешь веселей!

Пода-а-айте под кумушку!

Хозяйка угощала девочек конфетами и печеньем. Дары складывали в большую сумку, и группа отправлялась к следующему дому. Хождения с кумушкой завершалось чаепитием в доме одной из девочек.

В полутора километрах от Ковригино, в селе Саурово, порядок исполнения обряда тот же, однако поэтический текст песни отличается:

Кума, кума,

Расти больша,

Приземиста,

Прикуремиста,

Где девки шли

Там цветы взошли,

Где парень шел -

Там овес взошел.

Подайте под кумушку

Денежку или конфеточку!

Свой вариант песни-кумушки встречается практически повсеместно, где бытует данный обряд:

Ах ты, кумушка-кума,

Завивайся, душа,

Мы на лета придем,

Па яичку принесем,

Па пышички,

Пы лепёшички. (д. Митино Павлово-Посадского района).

На Троицу в поселке Давыдово Орехово-Зуевского района, где одновременно совершали обход до пяти групп детей, местные жители, услышав песню, безошибочно определяли, откуда пришли дети: «Эти из Барского, а эти аж из Костино пришли».

Обходной ритуал с исполнением хозяевам песни-кумушки может сопровождаться вождением хороводов возле домов. Вокруг березки, помещенной в центр круга, ходила либо пара девушек, либо вся компания, взявшись за платочки: «Собирались девки в основном и к каждому дому подходили. Стоит в середине парень, держит кумушку (большую березу), а другие все яичко в платочек носовой завертывали. Вот промеж пальцев яичко, а тут концы платочка. Хозяйка держит яичко, а соседка берет за платочек и кругом ходят… Вот девчата погремят колокольчиком (привязанным к березе) и подавали, кто яичко, кто денег. Вся компания, которая ходит по улице, корзинку носили и устраивали пир».

В экспедициях второй половины 1990-х годов было зафиксировано 18 песен-кумушек.

Их поэтические тексты содержат несколько устойчивых мотивов: обращение к куме-березе; благопожелание; сообщение куме-березке о приходе; принесение угощения; желательный результат; просьба о подаянии (или поздравление с праздником).

Форма обращения всегда двойная: «кума-кума», «кумушка-кума», «кумушка-голубушка», «береза кудрява». Очевидна синонимичность обращений «кума» и «береза». Далее следует мотив продуцирующих благопожеланий: «завивайся, душа», «расти, толсти», «расти сы вершины высока, листом широка». Сообщение о приходе славельщиков лаконично: «мы к тебе идем», «к тебе девки шли и ребята шли», «я на лето приду».

Традиционен для Троицы перечень угощений-даров: «яичко» или «яишенка». В.К. Соколова считает, что поедание яичницы в Семик (или Троицу) — «это своего рода братчина, скреплявшая, как и кумление, девичий союз». Кроме того, к «березе-куме» несут «пшойничек», «драчоничек», «честной пирог», «хлебца по кусочку, блинца по блиночку», «графин вина». Вся перечисляемая традиционная обрядовая пища явно имеет продуцирующий характер.

Интересен мотив аграрной магии, отмечаемый во многих поэтических текстах:

Где девки шли –

Там цветы цвели,

Где ребята шли –

Там рожь густа,

Оборотиста (д. Аринино).

Где парни шли –

Там (а) семечки взошли (д. Обухово).

Где кум прошел –

Там овес взошел,

Где кума прошла,

Там рожь взошла (д. Ковригино).

Выстраивается ряд, в котором вслед за описанием символического действия приводится его продуцирующий результат. «Это по существу уже заклининие», — пишет В.К. Соколова, анализируя подобный пример, записанный в Судогодском уезде Владимирской обл.

Последний поэтический мотив — просьба о подаянии или поздравление: «Подайте под кумушку яичко или копеечку!» (д. Субботино и др.); «С праздником!» (д. Назарьево и др.). Интересным представляется завершение песни-кумушки из д. Ляхово, где просьба о подаянии звучит, скорее, как требование:

А что спели мы вам –

Расплатитеся,

Лучше с нами поделитеся!

С праздником, кумушка-кума!

В современном бытовании обходных песен существует тенденция к сокращению композиционных мотивов в поэтических текстах, и прежде всего исчезает мотив агарной магии.

Музыкальный язык песен-кумушек весьма лаконичен. Большинство напевов строится на двух нисходящих интонациях — секундовой и квартовой. Почти все записанные версии песен-кумушек исполняются в монодийной фактуре.

Необычное фактурное воплощение кумушки зафиксировано лишь в деревне Аверкиево Павлово-Посадского района (Аудио 02):

Ой ты, кумушка-кума,

Завивайся, душа,

Я на лето приду,

По яичку принесу,

По каржушинки,

По ляпешинки,

А мы девочки хорошиньки!

Здесь она распевается на два голоса, причем каждая из партий звучит в гетерофонной фактуре. Это, вероятно, обусловлено влиянием сохранившегося здесь местного певческого стиля, поскольку в деревне существует аутентичный фольклорный коллектив.

Мелодика в этих песнях исключительно слогового строя и не содержит внутрислоговых распевов. Дети поют кумушки в скандированной манере, буквально декламируя, выкрикивая поэтический текст, что напоминает звучание закличек в ранневесеннем периоде.

Значительная часть троицких обходных песен исполняется речитацией, ритмическим громким скандированием с голосовым сбросом в конце каждой фразы. Мелодический рисунок при этом носит очень обобщенный характер, сохраняя лишь общий контур (Аудио 05).

Реже встречаются более распевные песни-кумушки. Их мелодика строится на варьировании нисходящей терцовой мелодической попевки (д. Аринино Раменского района, д. Аверкиево Павлово-Посадского района):

Береза, кудрява,

В лесу росла,

Не выросла,

К тебе кумушка идет,

По яичку несет,

По пшойничку,

По драчоничку,

Еще, кума,

Графин вина.

Ты, береза, хороша

И пушистая!

Интересен еще более сложный вариант напева из деревни Субботино Павлово-Посадского района (Аудио 03):

Уж ты, кумушка-кума!

Расти больша,

Сы вершины высока,

Листом широка.

Приди к месту,

Прикури к месту.

Мы к тебе пришли,

По яичку принесли,

По кусочку, по блиночку,

По лепешечки.

А еще, кума,

Графин вина.

Там, где девки шли –

Там цветы цвели,

А где парень шёл –

Там овёс взошел.

Подайте под кумушку!

Этот напев мелодически развит, он включает как поступенное движение, так и скачки, и, как следствие, разворачивается в довольно большом диапазоне сексты.

Традиция исполнения обходных песен на Троицу распространена в Восточном Подмосковье достаточно широко и сохраняется и в настоящее время. Ее хранители — женщины. Матери и бабушки обучают детей, а отцы и братья заготавливают накануне праздника ветку березы. Обучение происходит и внутри самого детского коллектива.

Троицкий обход с украшенной березкой пользуется большой популярностью у местных жителей: они поджидают обходчиков, заранее закупают большое количество конфет и печений для угощения, одаривают и благодарят детей.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Троицкая песня «Ах ты, кумушка-кума, развивайся, душа» в исполнении детей из с. Новозагарье Павлово-Посадского р-на Московской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна