Певческая традиция деревни Герасимовка Суземского района Брянской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: западный диалект русского языка
Деревня Герасимовка (сельское поселение Денисовка) Суземского района Брянской области расположена в лесной зоне брянского Подесенья и принадлежит к так называемым лесным селам этого региона.
Экспедиции РАМ им. Гнесиных, впервые побывавшие здесь в 1988 году, обнаружили в Герасимовке блестящий исполнительский ансамбль народных мастеров в составе Марфы Григорьевны Бодуновой (1910 г. р.), Федосьи Никитичны Стригуновой (1911 г. р.), Ефросиньи Михайловны Стародубцевой (1912 г. р.) и Марии Павловны Черняковой (1916 г. р.).

От них были записаны многочисленные рассказы о ритуалах календарного и жизненного циклов, особенностях местного традиционного музыкального быта, а также значительный песенный репертуар:

календарные песни — щедровки (3), масленичные (5), троицкие (5), купальские (3);

весенние танки (хороводы) (11);

свадебные (20);

лирические песни раннего и позднего стилевых пластов (10);

народные версии тропаря Пасхи (2).

Всего — 60 образцов.

Главная ценность записанного в Герасимовке песенного репертуара, типичного для сел среднего Подесенья, заключается в том, что все песни были исполнены певицами с высочайшим мастерством. Без малейшей натяжки их следует причислить к выдающимся мастерам русского народного пения. Певческую манеру исполнительниц отличает аутентичность, тембровая яркость, интенсивное интонирование, сочетающееся с изысканной орнаментальностью мелодических распевов, сложная многоголосная бурдонная фактура, гармоническая красота, чёткая артикуляция текстов, ансамблевая слаженность. Мастерство герасимовских певиц зафиксировано гнесинскими экспедициями не только в одномикрофонных, но и в многомикрофонных звукозаписях (20 образцов), дающих возможность проследить мельчайшие детали исполнения песен каждой певицей.

Записанные от них песни обладают сложными, подчас уникальными формами напевов, высокопоэтичными текстами, интересными рефренами, ритмической сложностью и мелодической развитостью.

В рассказах певиц обращает на себя внимание информация о календарных практиках, четкой сезонной структуре года. Так, зафиксированы сведения о ритуалах святочного периода: новогодних обходах домов с пением щедровок, гукании Мороза, ритуальной еде и пр. Детализацией отличаются рассказы о праздновании масленицы, когда пекли блины, варили вареники, катались на лошадях, которых красочно украшали вышитыми скатертями, яркими платками, рушниками красного цвета, сотканными специально для хомутов лошадей. Существовал здесь и масленичный обряд колодки, которую привешивали не женившимся в прошедший мясоед парням. Всю масленичную неделю — сидя около домов, расхаживая по деревне, катаясь на лошадях — пели специальные масленичные песни.

Весну в Герасимовке встречали, когда начинал таять снег. На Сороки пекли сороки, на Перехрёстную середу — кресты. И те, и другие ели сами и давали скоту. С этого времени до Вознесенья (Ушесстя) водили танки (хороводы), что сопровождалось пением весняных песен. После Ушесстя начинали петь особые весняные песни, которые здесь по припевным словам (Луге, луге зеляны) называют Лугé. Сами исполнители говорят, что Луге начинают петь, «кагда лес разавьётся, як разавьётся — уже пають. Да Троицы, да загавин петровских. А если [лес] разавьётся да Ушесстя, уже начинают петь».

Подробно рассказали певицы о праздновании троицкой недели, на которой с пением и скаканием носили по улицам села Русалку – сделанную из тряпок и наряженную в женскую одежду куклу, украшали улицы деревни и дома троицкой зеленью и ветками берёзы — маем, устраивали совместную трапезу, что называлось венки завивать.

На Петров день в Герасимовке ставили рели (качели), на которых качались до Ильина дня включительно. Под релями пели купальские песни с рефреном «Купала на Йвана», которые здесь называют петровскими. На Петров день водили также хороводы по улицам деревни.

Лирические песни в данной традиции также распределены по годовым сезонам. Летом поют ягодные («кагда на Петра ягады сабирають»), во время жатвы — жнивные, осенью («як картошку капають, як канаплю бяруть») — вóсенские.

Свадебные песни Герасимовки типичны для западнорусской зоны. Их поют як прасватають, когда жених собирается ехать за невестой, в доме невесты утром венчального дня. Некоторые свадебные песни в местной традиции выделены терминологически. Так, ёлошные песни звучат, «кагда завивають ёлку», «когда сидять за ёлкой», когда расплетают косу невесте; дражнилки – во время торгов за невесту, при привозе приданного (постели), при приезде в дом жениха от венца. Очевидно, что свадебный обряд насыщен песнями, которые поют и девушки — подруги невесты, и другие представителя обоих родов.

Обратимся к музыкальному материалу. Среди щедровок записаны песни молодежного цикла, поющиеся детям хозяев — парням и девушкам на выданье. Все щедровки с коротким припевом «Щедрый вечер!» принадлежат к типу, широко распространённому у всех восточных славян — русских, белорусов, украинцев. Местные масленичные песни характерны для традиции брянско-курского пограничья. В их текстах получила отражение тема расставания молодой женщины, недавно вышедшей замуж, с отеческим домом. В Герасимовке записана и широко распространенная песня «Давно я, давно у батюшки была, и более редкие — «Орёл на дубе, пава на воде», «Круты берега вода поняла». Все эти песни поются в очень медленном темпе. Зафиксированы и масленичные припевки, характерные для более западных традиций («Масленка белый сыр» и пр.), в которых корят парней и девушек не вступивших в брак.

Красотой музыки и поэтичностью текстов поражают весенние календарные песни с припевом Луге, которые зафиксированы только в деснянском регионе Брянщины: «Ой за речкою за турецкою», «Летела стрелочка», «В чисто поле кони свищут», «В чистом поле зелен дуб стоит» и др. Манера их пения — медленная, спокойная и в то же время мощная и значительная — редко встречается у восточных славян при исполнении календарных песен. В корпусе петровских (купальских) песен, записанных в Герасимовке, выделяется баллада «Туман-туман при долине» с сюжетом на тему инцеста, типичным для купальских песен восточных славян.

Таночные песни (танки) — главный жанр весеннего периода, очень популярный у исполнителей. Танки (хороводы) здесь водили медленно по кругу. Сопровождавшие их песни отличает разнообразная, подчас очень прихотливая строфика, медленное, тягучее звучание. Тембр голосов исполнительниц — напряженный, богатый обертонами, «игрой» голоса с использованием различных мелодических украшений (форшлагов, мордентов) и флажолетных звуков. Таночные песни поют с большой внутренней силой. Встречающиеся в них поэтические мотивы также представляют большой интерес: это мотивы дива («На Петров день море замерзала»), спаленного соловьиного гнезда («Палила девачка салавьёво гнéздечка»), смерти молодца в чужом краю, гостьбы киевского князя и киевской княгини и проч.

Большая часть лирических песен относится здесь к так называемой сезонной лирике. Это песни женской традиции, приуроченные к различным видам сельскохозяйственных работ. Они поются в узком звуковом диапазоне и в том же музыкальном стиле, что и обрядовые песни — календарные, таночные, свадебные. Особо отметим наиболее распетые песни: «Ясна солнушка закатилася», «Ох на гаре ярава пшеница», «Дремлива поле, дремлива, сильную ягаду радила», «Гарела море, гарела, а я, молада, тушила». Сезонные лирические песни распеваются на два основных политекстовых напева, имеющих местную специфику. Из поздних песен, исполняющихся в другом мелодико-многоголосном стиле с верхним сольным подголоском-подводкой, отметим песню «Што й не рюмачка па столику пабрязгиваеть». Она исполняется в любое время и отличается традиционной поэтикой (с упоминанием полынь-горькой травы, разливающейся быстрой речки, разгорающегося бел-горюча камня).

От герасимовских певиц удалось записать также две народные версии церковного тропаря Пасхи «Христос воскресе», который здесь, как и везде на русском Западе, поют вне храма, в бытовых условиях в течение всего пасхального сезона (от Пасхи до Вознесения). Местный народный напев тропаря отличается яркостью звучания в стиле календарных песен, гармоническим и мелодическим своеобразием.

Музыкальная культура деревни Герасимовка представляет собой уникальное явление благодаря не только обширности и характерности песенного репертуара, но и высочайшему исполнительскому искусству выявленного здесь певческого коллектива. В настоящее время все певицы уже ушли из жизни, но их песенное наследие сохраняется в архивных звукозаписях, которые требуют, с одной стороны, охраны, а с другой — популяризации и введения в современную культуру как одного из выдающихся достижений русской народной музыкальной культуры. Все материалы хранятся в архиве Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Щедровка «А рано-рано куры попели» в исполнении жительниц д. Герасимовка Суземского р-на Брянской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна