Танцуют все!
Вспоминаем, как плясали на Руси. Камаринская и барыня, казачок и кадриль, хоровод и ярмарочный танец с медведем. Без танца на Руси не обходился ни один праздник. Называли танцы по мелодии, количеству танцоров или картине движений. Пляски бывали лирическими или боевыми. Своя — для каждого случая. Душа поет — ноги пускаются в пляс.
![Ирина Воробьева. Хоровод. Из триптиха «Ночь на Ивана Купала». 1973. Щелковский историко-краеведческий музей, Щелково, Московская область](https://cdn.culture.ru/images/4e0db1e1-0f88-53be-8595-a495453d932f/t_average/1-jpg.png)
![Иван Никифоров. Деревенский танец «Кадриль» (фрагмент). 1960-е. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва](https://cdn.culture.ru/images/faee34c9-a224-5671-9626-43e202662f42/t_average/4-jpg.png)
![Марина Соколова и Вячеслав Наумов. Камаринская. 1966. Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень](https://cdn.culture.ru/images/0b514bdf-7362-5ea6-a6dd-778a6c435e9c/t_average/2-jpg.png)
Хоровод. Танец с языческими корнями. Круг в честь Ярилы, древнего бога солнца. «Хождение за солнцем» — часть славянских обрядов. За столетия ритуальный характер отошел на второй план. Хоровод превратился в главное украшение русских народных праздников. Характер танца меняется от повода к поводу. То заводят хоровод в честь прихода весны, то Ивана Купалу встречают, держась за руки, платки или девичьи венки.
Тройка. Народный танец, который безошибочно можно узнать, пересчитав танцоров. Изначально это были мужчина и две женщины. Ритм и шаги — словно в русской тройке скачущих лошадей. Танцуют тройку не только коллективы народного танца, но и на классической сцене. Как, к примеру, в балете «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского.
Калинка. Танец, исполняемый под песню, что лишь слывет народной. Авторство принадлежит Ивану Ларионову. Русский композитор и фольклорист написал калинку в 1860 году. В народ мелодия отправилась прямиком со сцены Саратовского любительского театра. Особых хореографических фигур в калинке нет: это танец-импровизация. В том числе на льду — как в случае с фигуристами Ириной Родниной и Александром Зайцевым.
Барыня. Разудалый перепляс как «социальный конфликт» в духе, кто кого перетанцует. Главные действующие лица — «сударыня-барыня» и «крестьянский мужик». Под аккомпанемент гармошки или балалайки величавость выступает против удали, плавность движений против ловкости. По одной из версий, родиной танца стала Орловская губерния.
Читайте также:
![Владимир Голованов. Танец «Красный сарафан» (фрагмент). 1986. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров](https://cdn.culture.ru/images/44f50293-e067-5926-b094-3df4c64817cc/t_average/3-jpg.png)
![Михаил Поляков. Танец на марийской свадьбе. 2020. Республиканский музей изобразительных искусств, Йошкар-Ола](https://cdn.culture.ru/images/9e671505-d063-5a95-a67a-baaca6510589/t_average/5-jpg.png)
![Анна Самойловских. Русский танец. 1959. Соликамский краеведческий музей, Соликамск, Пермский край](https://cdn.culture.ru/images/bc85896d-cb59-532d-8e5e-bad06a518e97/t_average/6-jpg.png)
Камаринская. Плясовая «руки в боки, с пятки на носок» стала фантазией для оркестра. Михаил Глинка в своей увертюре использовал саму мелодию и подголоски, свойственные народному пению, а Петр Чайковский включил тему в «Детский альбом». В главной роли танцевальной версии — «камаринский мужик», веселый и задорный житель Камаричей, волости Орловской губернии.
Казачок. Русский, терский, кубанский. Танец интернациональный с проходами вприсядку, парными переплясами и подскоками. Бодрая и задорная мелодия казачка известна с ХVIII века. Слава народного танца докатилась и до парижских салонов вместе с русскими войсками. Александр Даргомыжский написал для симфонического оркестра «Малороссийский казачок», а с ХIХ века казачок в России «повысили» до бального танца.
Присядка. Танец как элемент боя. Изначально славянские воины вприсядку ходили в атаку, а во времена Суворова соревновались в «боевой присядке» наряду со строевой подготовкой и стрельбой. То ли упражнение на акробатику, то ли танец, поднимающий боевой дух. В Вологодской области столетие назад состязались в танцах, выкидывая коленца, а флотский танец вприсядку получил название «Яблочко» — по названию наигрыша.
Кадриль. Из французской деревни в русскую через дворянские ассамблеи. Обрусевший французский танец в России оброс своими традициями. Танцевальная встреча нескольких пар выросла до настоящего романа в танце со множеством глав: «знакомство», «прогулочка», «разлучная», «прощальная». Дополненная частушкой, кадриль стала первым танцем на деревне.
Танок. Больше чем танец — обряд, в котором сошлись песня, движения, игры. Традиция зародилась на Курских и Белгородских землях. Местные жители разнообразили обычные хороводы и наделили особым смыслом. В каждом селе по-своему: в одну линию, с поясами, в четыре ряда, с полотенцами — движется танок из молодых девушек к месту гулянья. Чтобы пуститься в пляс кто во что горазд, следуя традициям и собственной фантазии.
Смотрите также