Инклюзия ярко проявляется в культурной сфере. Так, современные музеи оборудуют удобные пандусы и лифты для людей с инвалидностью. Для слабовидящих посетителей в залах размещают
тактильные копии картин и создают звуковые комментарии, а в некоторые учреждения, например в
музей «Гараж», можно приходить с собакой-поводырем.
Один из примеров инклюзивных проектов — сообщество слабослышащих гидов «Жест в музее». Его участники проводят экскурсии на жестовом языке в
Третьяковской галерее,
ГМИИ им. Пушкина и других музеях. Особую нишу занимает
инклюзивный театр, где в спектаклях играют актеры с различными особенностями: люди с ДЦП, с нарушениями слуха и зрения, с синдромом Дауна.
Эксперты подчеркивают, что инклюзия в корне отличается от благотворительности. Ее суть состоит не в разовой помощи отдельным людям, а в перестройке самих социальных отношений. Инклюзивной считается та среда, которая учитывает потребности разных людей и в которой обращают внимание не на слабые, а на сильные их стороны.
В Российской империи первые учебные заведения для глухонемых и слабовидящих детей открылись в начале 1800-х годов. Но до второй половины ХХ века подобные проекты были скорее благотворительными, а не инклюзивными. С развитием общественных движений отношение к этой проблеме во всем мире менялось. Так, в 1994 году в испанском городе Саламанка под руководством
ЮНЕСКО прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. На ней обсуждали обучение детей с особенностями вместе со сверстниками, отказ от принципов изоляции. Исследователи считают, что именно там специалисты ввели в международный обиход термин «инклюзия».
В наши дни это понятие применяется довольно широко. Существуют инклюзивные программы для людей с инвалидностью, для детей из неблагополучных семей и даже для тех, кто эмигрировал в страну с незнакомой культурой.