Сергей Герасимов

Годы жизни: 03 июня 1906 - 26 ноября 1985
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Режиссер
Содержание
Сергей Герасимов пришел в кинематограф как актер, но вскоре понял, что хочет снимать фильмы сам. «Тихий дон»
, «Учитель», «Журналист», «У озера» — его картины были новаторскими для своего времени, для эпохи соцреализма. Герасимов стал не только известным режиссером, но и педагогом
: у него учились Сергей Бондарчук
, Николай Рыбников
, Галина Польских. А с 1986 года его имя носит один из самых известных кинематографических ВУЗов — ВГИК.

Театр из табурета и работа с 14 лет: детство Сергея Герасимова

Сергей Герасимов родился в селе Кундравы Челябинской области. Отец, Аполлинарий Герасимов, раньше работал на Путиловском заводе в Петербурге, пока его не арестовали и выслали в Сибирь
на 4 года за распространение марксистской литературы. С 1890-х годов он был инженером на Миасском заводе — предприятии по добыче золота. Мать, Юдифь Эстрович, выросла в украинском городе Старобельск, но оказалась в Сибири за участие в народовольческом кружке.
В 1909 году отец утонул во время геологической экспедиции. Мать решила переехать в Екатеринбург: в большом городе ей было легче найти работу чтобы прокормить семью. Детям она наняла няню
. Герасимов вспоминал: «Это была замечательная женщина, в свое время окончившая прогимназию, чем она очень гордилась. В годы детства она была для меня самым дорогим человеком на свете <…> Мать я видел редко — чтобы прокормить, обуть, одеть немалое семейство, она постоянно работала в городе».
Когда Сергею Герасимову было восемь лет, он впервые попал в театр на оперу «Евгений Онегин». Вскоре после этого он посмотрел драматический спектакль «Разбойники» по одноименной пьесе Шиллера. Главную роль играл знаменитый актер Михаил Розен-Санин. В книге «Жизнь, фильмы, споры» Сергей Герасимов писал: «Я и сейчас вижу его поразительное лицо, когда он держит перед собой зеркало, а потом в отчаянии разбивает его. После спектакля я потерял сон и, обладая изрядной памятью, повторял наизусть куски яростных шиллеровских текстов, немыслимо гримасничал перед зеркалом, драпируясь в нянин платок». Будущий режиссер по выходным устраивал миниатюрный домашний театр
: переворачивал вверх ножками табурет и покрывал его платком — так получались сцена с кулисами, а декорации делал из цветной бумаги и елочных игрушек
. Няня учила Герасимова рисовать и прочила ему карьеру живописца.
В 1915 году Сергей Герасимов поступил в реальное училище в Екатеринбурге, однако проучился он там недолго: в 1918 году стали задерживать жалования рабочим, и бедность вынудила мать с тремя младшими детьми переехать в Красноярск
. В 14 лет Сергей Герасимов устроился на металлургический завод и стал помогать семье деньгами. Он вспоминал: «Переехав с семьей в Сибирь, продолжал свое безалаберное учение в Красноярске, деля его с работой <…> Годы были трудные, голодные <…> И тогда я совсем забыл об искусстве — мечты мои не шли дальше сытного обеда и сна вдосталь». В начале 1920-х годов семья вернулась в Екатеринбург. Старшие братья к этому времени сами получили образование и устроились на работу: Владимир был архитектором, Борис — оперным певцом. Они стали помогать деньгами и поддержали увлечение Сергея Герасимова театром. Теперь будущий режиссер не пропускал премьер.

Из художника в актёры: знакомство с кино

Сергей Герасимов в роли фокусника и главаря бандитской шайки в художественном фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Чертово колесо» (1926)
Сергей Герасимов (второй слева) в роли Медокса в художественном фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «С.В.Д.» (1927)
Сергей Герасимов в роли Медокса в художественном фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «С.В.Д.» (1927)
В 1923 году Сергей Герасимов отправился в Петроград, чтобы стать художником. Он поступил в Художественно-педагогический техникум (сейчас — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха
). Однако через несколько месяцев будущий режиссер забросил учебу: «Глядя на соседние мольберты, вскоре убедился, что дарование мое в живописи ничтожно малое и что влечет меня совсем в другую сторону». В 1924 году его однокурсник Иван Дорер привел восемнадцатилетнего Герасимова в театральную молодежную группу ФЭКС — «Фабрику эксцентрического актера». Позже режиссер писал: «Я жил в столице уже не первый месяц и так как стеснялся своей провинциальной неосведомленности, то обычно не расспрашивал своих приятелей, что значит то или иное, а слепо шел за ними, имея в виду познать жизнь такой, какой она сама открывалась мне». Режиссерами экспериментальной мастерской были Леонид Трауберг и Григорий Козинцев
. Ненамного старше Герасимова, они быстро нашли с ним общий язык и в первую же встречу предложили главную роль в новом спектакле «Гамлет»
. Герасимов начал учить роль, однако постановка так и не состоялась: вместо театра руководители ФЭКС решили заняться кинематографом.
В мастерской ФЭКС Сергей Герасимов получил первые навыки в актерской профессии: занятия вел сценарист и кинорежиссёр Леонид Трауберг. Акробатика, гимнастика и бокс были обязательной частью учебной программы. В 1925 году будущий режиссер дебютировал в кино. Он снялся в немой комедии «Мишки против Юденича» о битве пионера Мишки и дрессированного медведя с войском белого генерала Юденича. Герасимов сыграл роль шпиона. В следующем году с его участием вышли фильмы «Чертово колесо» и «Шинель». Чтобы научиться лучше держаться в кадре, Сергей Герасимов поступил в Техникум сценических искусств (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств).
В 1927 году режиссеры Козинцев и Трауберг одобрили Герасимова на главную роль в фильме «С.В.Д.» о восстании киевского общества декабристов
в 1825 году. Актёр играл предателя по имени Медокс, из-за которого заговор раскрыли.
«Я стойко перенес все превратности сюжета, по которому Медоксу предстояло погибнуть в затопленном монастырском подземелье от нашествия крыс <…> В декорацию подземелья хлынула накопленная в специальном бассейне ледяная невская вода (дело было зимой), затем туда выпустили крыс. Но крысы не хотели уничтожать Медокса — они расползались, лезли по стенам. Помощники режиссера ловили их и швыряли обратно. Тогда, озлившись, животные действительно кинулись на меня».
Сергей Герасимов, книга «Жизнь, фильмы, споры»

Личная жизнь: встреча с Тамарой Макаровой

Сергей Герасимов со своей женой Тамарой Макаровой. 1974. Фотография: stuki-druki.com
Сергей Герасимов со своей женой Тамарой Макаровой. Фотография: 1001material.ru
Сергей Герасимов со своей женой Тамарой Макаровой. Фотография: kioskplus.ru
В 1927 году на съемках фильма «Чужой пиджак» Сергей Герасимов познакомился с Тамарой Макаровой
. Он играл агента, она — машинистку. Уже в 1928 году артисты поженились. Сергей Герасимов повез жену на Урал
знакомиться с родителями. Тамара Макарова вспоминала: «Самым романтическим впечатлением нашей жизни была поездка на Урал, где Сергей родился. На озеро близ Челябинска. Там открывался его юношеский облик, о котором никто не догадывался: он быстро ходил по лесу, восторгался каждой невидали, посвистывал, напевал из опер или казачьи песни». Своих детей у пары не было, но позже они усыновили племянника актрисы — сестру Макаровой репрессировали и ребенка хотели отдать в детский дом.
Сергей Герасимов и Тамара Макарова вместе работали и на площадке: позже режиссер часто снимал актрису в своих фильмах.

«Послушайте, Сереженька, это же прекрасно»: первые фильмы Герасимова

Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Комсомольск», 1938
Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Семеро смелых», 1936
Тамара Макарова в роли Аграфены Шумилиной в художественном фильме Сергея Герасимова «Учитель» (1939)
В 1930 году Сергей Герасимов окончил Техникум сценических искусств и задумал снять собственный фильм о молодых революционерах — «Двадцать два несчастья». Картина вышла на экраны в этом же году.
Герасимов вспоминал: «Еще в процессе постановки Козинцев, взглянув на материал будущего фильма, сказал мне: «А у вас нет намерения немного подучиться режиссуре? Мы начинаем свой новый фильм «Одна». Там для вас и роль найдется, а заодно поработаете ассистентом». Герасимов согласился и сыграл роль председателя сельсовета. На площадке он так впечатлил своей игрой Козинцева, что тот пригласил актера преподавать на отделении кино Ленинградского института сценических искусств. В 1931 году Сергей Герасимов, сам недавний выпускник, стал педагогом.
В 1935 году Сергей Герасимов взялся за фильм «Семеро смелых»
, посвященный полярной зимовке. Актерами были студенты его мастерской. Снимали в Заполярье и на Кавказе
: пока шла работа, все члены съемочной группы жили вместе. Герасимов вспоминал: «Это помогло родиться той естественности тона и свободе поведения, которые и сделали успех этому фильму <…> для последних ледовых съемок пришлось взбираться на Эльбрус
, хотя никто из нас никогда не был альпинистом <…> только такая отчаянная команда могла взгромоздиться без всякой подготовки, буквально харкая кровью, и отснять все, что было предусмотрено, за эти три дня»
. В 1936 году фильм вышел на экраны. Это была первая серьезная работа Сергея Герасимова.
Спустя два года режиссер снял картину «Комсомольск» о том, как советская молодежь осваивала Дальний Восток. Сценарий Герасимов писал уже в самом городе — он хотел сначала осмотреться и пообщаться с людьми. Во время работы над фильмом Герасимов задумал еще одну картину — «Учитель». Она сильно отличалась от «Комсомольска»: там уже не было быстро развивающегося действия. По сюжету, молодой специалист Степан Лаутин вернулся в родное село и собрался открыть школу, однако к идее скептически относится его отец — председатель колхоза. Сергея Герасимова интересовал конфликт поколений. В книге «Жизнь, фильмы, споры» он писал: «Эта картина наиболее непосредственно связана с моими деревенскими впечатлениями. Там есть персонажи, целиком выхваченные из моего уральского детства, и я люблю ее, пожалуй, больше всех своих работ». Режиссер был дотошен в мелочах: сам рисовал художнику интерьеры домов, восстанавливал по памяти частушки, которые он слышал в детстве, требовал от актеров говорить на уральском диалекте. В 1939 году фильм был готов. Съемочная группа до последнего сомневалась в успехе: в то время популярностью пользовались фильмы о революции
или гражданской войне.
«Когда я в первый раз показал уже законченный я перезаписанный фильм самым близким своим друида и прежде всего Г. Козинцеву и когда он, какой-то озадаченный, раздумчивый, вышел вместе со мной из зала и помолчал, стоя в коридоре, прежде чем обернуть меня к себе и сказать: «Послушайте, Сереженька, это же прекрасно», — я испытал такое натяжение нервов, какого позже уже не испытывал по поводу сдачи собственных картин».
Сергей Герасимов, книга «Жизнь, фильмы, споры»
В 1941 году за фильм «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Сталинской премии II степени.
«Сам Герасимов определял свой метод как «натурализм» <…> Вдумайтесь — и это в те времена, когда едино существовал только соцреализм, и ничего не должно и не могло быть иного».
Марлен Хуциев
, кинорежиссёр

Монтаж в ночь начала войны, съемки ялтинской конференции и работа во ВГИКе

Тамара Макарова в роли Нины Арбенины в художественном фильме Сергея Герасимова «Маскарад» (1941)
Работники киностудии «Ленфильм». Сидят слева направо: Сергей Герасимов, актриса Зоя Федорова, режиссер Григорий Козинцев, поэт Сергей Васильев. Стоят: оператор Владимир Рапопорт, режиссер Фридрих Эрмлер, режиссер Леонид Трауберг, актриса Тамара Макарова, журналист Александр Гинзбург, режиссер Александр Зархи, режиссер Иосиф Хейфиц, режиссер Георгий Васильев. Февраль 1940. Санкт-Петербург. Фотография: Сергей Коршунов / Мультимедиа арт музей, Москва
Преподаватели Сергей Герасимов и Ольга Пыжова (в центре) со студентами ВГИКа. 1958. Москва. Фотография: В.Степанов / vgik.info
К 100-летию со дня смерти Лермонтова
Герасимов задумал снять экранизацию драмы «Маскарад»
. На главные роли режиссер пригласил Николая Мордвинова
и Тамару Макарову. Одного из персонажей — Неизвестного, Герасимов играл сам. Работали очень быстро: за три с половиной месяца картина была готова. Финальный монтаж заканчивали ночью 21 июня 1941 года. На следующий день должен был состояться показ в студии лермонтовской юбилейной комиссии во главе с Андреем Ждановым. Однако просмотр отменили: началась Великая Отечественная война
. Сначала о «Маскараде» забыли, но спустя несколько недель Герасимова отправили сдавать фильм в Московский комитет кинематографии. Он вспоминал: «По-моему, фильм даже никто и не просмотрел, кроме М.И. Ромма
<…> Мы сидели с ним вдвоем в просмотровом зале, и обоим нам было необыкновенно странно смотреть на экран, где протекала жизнь словно бы в каком-то совсем ином измерении»
. На обратном пути в Ленинград режиссер попал под бомбежку.
«Еще не обстрелянные пассажиры выбегали из вагонов, не зная, как следует вести себя в подобных случаях. <…> Пассажиры выскакивали из вагонов, направляясь куда-то вправо. А там уже собралась толпа вокруг упавшего полусожженного «юнкерса». Молча смотрели люди на разбитую машину, вокруг которой ходили наши зенитчики <…> Это было первое и вследствие этого наиболее прямое и сильное впечатление от войны, шагнувшей прямо в глубь страны».
Сергей Герасимов, книга «Жизнь, фильмы, споры»
Сергей Герасимов и Тамара Макарова решили не уезжать из города. Осенью 1941 года режиссер вместе с Михаилом Калатозовым
задумали фильм о военном Ленинграде «Непобедимые». Снимали на улицах, в перерывах между бомбардировками и обстрелами. К весне 1942 года все материалы отсняли, и всю съемочную группу отвезли в Ташкент: там находились эвакуированные киностудии с оборудованием для монтажа. Фильм вышел на экраны в 1943 году. Сергей Герасимов приехал в Москву и вскоре снял вторую картину о войне — «Большая земля».
В 1944 году режиссер возглавил Центральную студию документальных фильмов. Он вспоминал: «Я получил совершенно неожиданно для себя должностное назначение <…> Опять надо было начинать все сначала, так как до этого дня я к документальной кинематографии относился как рядовой зритель». В феврале 1945 года Сергей Герасимов руководил съемками Ялтинской конференции, а в июле 1945 — Потсдамской. Режиссер снимал хронику в освобожденном Берлине, Вене и Праге.
Параллельно Герасимов стал преподавать во ВГИКе. Руководить мастерской помогала Тамара Макарова. В 1946 году режиссер вместе со студентами подготовил спектакль по роману Александра Фадеева
«Молодая гвардия». Постановка о молодежной подпольной организации во время Великой Отечественной Войны собирала полные залы, и дирекция Театра Киноактера
перенесла спектакль с малой сцены на большую. В 1947 году Герасимов снял экранизацию с теми же актерами: в фильме дебютировали Инна Макарова
, Нонна Мордюкова
, Сергей Гурзо, Владимир Иванов. Режиссер вспоминал: «Все участники были <…> связаны с войной. Почти все парни побывали на фронте, вернулись с ранениями и орденами. Несмотря на юные годы, война стала их бытом — и ничего не нужно было воображать. Надо было только вспоминать». Сценарий к фильму Герасимову пришлось писать дважды. Первую версию за «игнорирование роли партийной организации в партизанской борьбе» забраковало руководство. Фильм «Молодая гвардия»
вышел на экраны в 1948 году. Через несколько месяцев Герасимова и семерых его студентов наградили Сталинской премией I степени.
Осенью 1949 года Сергей Герасимов в составе советской делегации поехал в Китай на торжества по поводу провозглашения Китайской Народной Республики. Поездка затянулась на полтора года: режиссера попросили снять фильм о достижениях коммунизма «Освобожденный Китай». В 1952 году Герасимов вернулся в СССР и выпустил картину «Сельский врач» о деревенской жизни. Большую часть времени режиссер проводил в институте: «Мастерская во ВГИКе стала для меня, пожалуй, первым делом жизни».
В разное время у Герасимова учились Сергей Бондарчук, который позже снял оскароносный фильм
«Война и мир»
, одна из самых известных актрис советского кино Людмила Гурченко
и исполнитель главных ролей в фильмах «Высота»
, «Девчата»
и «Весна на Заречной улице» Николай Рыбников. Его студентами были и режиссер Кира Муратова
, и актрисы Галина Польских, Алла Ларионова
, Лариса Удовиченко
. Сценарист Лариса Садилова вспоминала об учебе в мастерской: «Нам во ВГИКе было можно то, что другим было нельзя. Например, на соседнем курсе Петрушевскую не разрешали снимать, а Герасимов разрешал — и никакой ректор ему был не указ. Нас мучил физрук, мы попросили Герасимова отменить нам физкультуру вообще как предмет. И он отменил». Сергей Герасимов выпустил во ВГИКе восемь курсов. С 1986 года институту присвоили имя режиссера.

Киноэпопея Герасимова: история создания фильма «Тихий Дон»

Сергей Герасимов (второй слева) на съемках своего художественного фильма «Тихий дон». Фотография: southklad.ru
Съемки художественного фильма Сергея Герасимова «Тихий дон». Фотография: southklad.ru
Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Тихий дон», 1957
Вскоре после XX съезда КПСС Сергей Герасимов подал заявку на съемку фильма «Тихий дон». Экранизировать роман
Шолохова
режиссер хотел еще в 1939 году, однако картину не одобрили: произведение «выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей». С приходом к власти Хрущева отношение к искусству изменилось, и в 1956 году Герасимов приступил к работе над фильмом. В отборе актеров участвовал и Михаил Шолохов. Писатель лично одобрил актеров: на роль Аксиньи — Элину Быстрицкую
, казака Григория Мелехова — Петра Глебова. Картину снимали на берегу реки Донец. На хуторе Диченский возвели масштабные декорации: воссоздали дома Мелеховых, Коршуновых, хуторскую церковь, господский дом Листницких и даже вокзал Новочеркасска
. Для фильма актер Петр Глебов учился ездить на лошади, а Элина Быстрицкая несколько раз в день стирала в холодной воде, чтобы ее руки были похожи на огрубевшие ладони казачки.
В массовке Герасимов задействовал местных жителей. Он вспоминал: «Во время подготовки кавалерийских сцен старые казаки корили молодых трактористов и комбайнеров, стыдили их, кивая на актеров и прежде всего на П. Глебова, который к тому времени успел срастись с конем, как истый казачина».
Фильм состоял из трех серий, общей длительностью 350 минут. Перед премьерой ленту показали Шолохову: съемочная группа приехала в станицу Вешенская.
«Когда добрались до станичной площади, увидели картину необыкновенную. Станица буквально переполнилась людьми всех возрастов. Съезжались целыми семьями, толпились вокруг станичного клуба. Просмотры должны были проходить круглосуточно — столько собралось людей, желающих посмотреть «Тихий Дон». В битком набитом просмотровом зале все новые и новые зрители смотрели фильм, а на улице, прямо на площади, обсуждали».
Сергей Герасимов, книга «Жизнь, фильмы, споры»
Только за первый год показа «Тихий дон» посмотрели 47 миллионов зрителей. Картина стала самой известной экранизацией романа. В 1958 году картине присудили премию «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Сближение художественного и документального: работы Герасимова в 1960-х

Василий Шукшин в роли Василия Черных в художественном фильме Сергея Герасимова «У озера» (1969)
Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Люди и звери», 1962
Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Журналист», 1967
В 1962 году на экраны вышел еще один фильм Сергей Герасимова — «Люди и звери». В основе сценария лежала реальная история. Татьяна Макарова написала текст после одного из партийных собраний во ВГИКе, где обсуждали судьбу бывшего педагога. Во время Великой Отечественной войны он попал в немецкий плен, а после 1945 года не вернулся на Родину: боялся попасть в ГУЛАГ. После многих лет странствий по миру, преподаватель хотел восстановиться на работу в институт.
На главную роль Сергей Герасимов одобрил Николая Еременко. Фильм снимали в разных странах: и в ГДР, и на Кубе. Режиссер вспоминал: «И везде сцены, предусмотренные сценарием, обрастали новыми событиями, новыми людьми, потому что к этому времени для меня игровой кинематограф все больше и больше сближался с документальным. Все больше интересовала жизнь и все меньше — беллетристический вымысел».
Этот же прием смешения художественного и документального Сергей Герасимов использовал в своем следующем фильме «Журналист». Историю любви журналиста-международника из Москвы Алябьева и провинциальной работницы Окаемовой режиссер снял в 1967 году в родном городе Миассе. Картина состояла из двух частей. Герасимов объяснял замысел: «Для меня история отношений Алябьева и Окаемовой отнюдь не история добросердечного устроения двух молодых судеб. Для меня — это начало того многосложного жизненного диалога, какой призваны вести все мыслящие люди, способные раскрыть друг другу всю глубину своей натуры». В картине снялся актер Юрий Васильев
и бывшая ученица Герасимова Галина Польских.
Во время работы над «Журналистом» режиссеру пришла идея картины «У озера». Она должна была стать автобиографической: Герасимов задумал противопоставить неподвижности воды и радикальные изменения жизни людей вокруг. Однако поездка в Сибирь изменила его планы. Там шли споры о строительстве целлюлозного комбината на озере Байкал. Герасимов общался с учеными из Новосибирска
и Иркутска, а на самом Байкале познакомился с исследователем Михаилом Кожуховым. Он стал прототипом главного героя фильма Александра Бармина. Все лето 1968 года режиссер собирал материал и узнавал позиции обеих сторон: за и против строительства. Разных мнений придерживались и персонажи картины. Руководитель комбината в исполнении Василия Шукшина
убеждал в надежности очистительных систем, ученое сообщество говорило об экологической катастрофе.
«Пафос покорения Сибири настолько привлекателен в существе своем, настолько неотделим от исторической перспективы развития нашей экономики, что оспаривать необходимость строительства предприятий, ставящих целью освоение гигантских лесных богатств Центральной и Восточной Сибири, казалось как-то поначалу странно и даже парадоксально. Но тут вступает в силу <…> мысль о нарушении природного баланса, которое не проходит безнаказанно».
Сергей Герасимов, книга «Жизнь, фильмы, споры»
В 1969 году фильм вышел на экраны. Картина Герасимова была новаторской и вызвала бурные дискуссии: режиссер одним из первых в советском кино поднял тему взаимоотношений природы и человека. В 1971 году Сергей Герасимов, а также исполнители главных ролей Олег Жаков, Наталья Белохвостикова и Василий Шукшин получили Государственную премию СССР.
Тему Сибири Герасимов продолжил и в 1972 году. Тогда он закончил фильм о молодых строителях Норильска «Любить человека».

История на экране: последние годы жизни режиссера

Дмитрий Золотухин в роли Петра I в художественном фильме Сергея Герасимова «Юность Петра» (1980)
Сергей Герасимов на X Московском международном кинофестивале. 6 июля 1977. Москва. Фотография: Юрий Инякин / ОАО «Газета Известия»
Сергей Герасимов в роли Льва Толстого в своем художественном фильме «Лев Толстой» (1984)
В 1980-х годах Сергей Герасимов увлекся русской историей и выпустил две картины об эпохе царствования Петра I
. Фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел» были сняты по роману Алексея Толстого
«Петр I». Первого русского императора сыграл Дмитрий Золотухин. Режиссер говорил: «Мне хочется, чтобы люди поняли это непростое время и почувствовали, что от него к нашим дням тянутся удивительные связи <…> скажем, извечное желание вдохнуть в жизнь нечто новое взамен того, что нужно поменять, вычеркнуть, — то, о чем так мечтал Петр: поменять жизнь».
«Создавалось впечатление: что бы Герасимов ни играл или ни ставил, историческое сие было или современное, у зрителя возникало впечатление: Сергей был безусловно, непосредственным участником представляемых им событий».
Иосиф Прут, книга «Неподдающийся: о многих других и кое-что о себе»
В 1984 году режиссер снял свой последний фильм «Лев Толстой». Фильм рассказывал о последних днях отечественного классика. Сергей Герасимов исполнил роль писателя, а Тамара Макарова сыграла его жену. На фестивале в Карловых Варах кинолента получила «Хрустальный глобус».
26 ноября 1985 года режиссер скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
В публикациях
Фильмы
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна