Обряд проводов русалки в брянском Подесенье

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
В селах брянского Подесенья бытует обряд проводов русалки, начинающийся на Троицу, а завершающийся на Семик (четверг на троицкой неделе) или на Петровские заговины. В местной традиции существует широкий круг мифологических представлений, связанных с русалками.
Считается, что на Троицу они появляются на земле, среди живых. В обряде русалка представляет собой антропоморфное чучело, сделанное из соломы или тряпок и наряженное в традиционный женский костюм. Ее с пением песен носят по селу, идут с ней в лог, где завивают венки на березах, загадывая о судьбе своих близких. Русалку оставляют под березами, а на следующий день забирают, возвращаются с ней в деревню, где женщины кумятся в одном из домов, устраивая общинную трапезу. После этого с русалки снимают костюм, а чучело разрывают на части и сжигают.
Ритуал сопровождался звучанием специальных обрядовых (русальных, русалка) песен. Во время шествия по деревне с русалкой и гаданий на венках звучали хороводные и приуроченные лирические песни.

В селах брянского Подесенья бытует обряд проводов русалки, начинающийся на Троицу, а завершающийсяна Семик (четверг на троицкой неделе) или на Петровские заговины. Считается, что на Троицу  русалки появляются на земле, в мире живых, но никакими обрядовыми действиями этот день не отмечен. Однако о том, что русальная неделя началась, свидетельствует музыкальный код ритуала, подкрепленный поэтическими текстами песен. На Троицу уже прямо сперва начинають петь эту русалочку:

Русалочки троецкие, троецкие, нямецкие.

А мы их встречаем, хорошо угощаем.

И поют всю русальную неделю» (д. Красная Слобода Суземского района).

В брянском Подесенье существуют мифологические представления, связанные с русалками. Местные жители считают, что русалками становятся люди, утонувшие в реке или похороненные без соблюдения христианского обычая: «Ну, говорять, что, мол, которые тонуть. Купаются да и тонуть, а потом на этыи дни они вроде выходють» (д. Красная Слобода Суземского района); «Ну, кажуть, что это люди мёртвыя. Видно, тады тыи заклятия не делали. Без попа ховали» (д. Новая Погощь Суземского района).

Русалку представляют в виде женщины в белом с распущенными волосами: «Ну, всё больше в белом. Волосы будуть распущенные. Эти, которые тонуть, их всё больше за волосы таскають. Ну, вот у них все волосья и растрепятся»  (д. Красная Слобода Суземского района).

На троецкой или русальной (русаличьей) неделе, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с «того» света на землю: «Русалка, каже, у середу будеть вылазить, у четверьг будеть рубахи мыть. У пятницу будеть катать (т.е. выглаживать рубаху рубелем), а у субботу уже наряжаться» (д. Смелиж Суземского района). Приходя на землю, русалки устанавливают контакт с людьми, давая им знать о своем появлении: «Ну, вот хозяйка доить корову, а она будеть сидеть на тыну: «Подкоровница, подкоровница, дай молочка!» — это русалки. И рубах просили. Давали им и рубахи, кидали женщины, она и заберёть» (с. Вздружное Навлинского района). Часто на вопрос о времени появления русалок на земле отвечают: «Когда рожь колосится».

Русальная неделя характеризуется особыми погодными условиями: «В это время бывает холодно, сквозняки» (д. Барышье Брянского района), что говорит о появлении покойников на земле. Об этом же говорится и в песне, которую называют русалка:

Сидела русалка на берёзе,

Делала-рядила себе холодок.

Как мой холодок холодёшенек,

Холодей водицы в крынице,

Холодей дождику сильного,

Холодей ветрику буйного.

Кроме того на русальной неделе существовали запреты на выполнение определенных работ. Особенно это касалось беременных женщин, а также хозяев, у которых тельная корова: «На русальной неделе женщины не работають, а празднують. Не мыють, не шиють, чтоб у скотине калекой не рождалися. Сердитая русальная неделя!» (д. Дольск Трубчевского района).

В Духовскую субботу было принято приносить в дом май — ветки деревьев, чаще березы, липы, орешника, клена — и вторкивать их в окна, двери, ставить на дворе. Целую неделю — троецкую, или русальную — этот май находился в хате, а затем его сжигали в печи, относили в лес или кидали в погреб от мышей. В ряде случаев май и русалка отождествлялись: «Раньше становили коло двора, сéкли, например, дерева и становили кругом. И утыкали усюды, усюды. А потом этот май, как проходить русалка, так садятся, ветья кладуть один на одно и вязуть — русалку провожають. Вязуть по сялу, садятся на это вéтье. Эты вязуть, эты сидять, пéють. Ну, всё ветья пособирають, за деревню вывезуть — русалку провожають. И пели русальные песни. Пройдеть две недели, больше эти песни всё — не пéють» (д. Арельск Трубчевского района).

Май обладал положительными свойствами и использовался как лечебное средство: «Если вот рука заболит, листьем намыли и всё, прошло» (д. Княжичи Жирятинского района). Считалось, что на русальной неделе русалки появляются в деревне и колышутся на ветках зелени, называемых маем: «Клёну принясуть, по окнам стремляють, берез приносять, становять. Русалки будуть, каже, колыхаться» (д. Смелиж Суземского района).

По представлениям местных жителей, после русальной недели наступает лето, с чем связана смена хозяйственных работ. К этому времени обязательно надо было завершить ткацкие работы, в противном случае на кроснах будут качаться русалки: «Кто ня вытке кросны и остаются у лета, они на Троицу приходять и садятся на етыи кросны и колышутся. О, говорять, надо доткать, а то русалки будут колыхаться» (д. Красная Слобода Суземского района).

На петровские заговины или на Семик совершался обряд проводов русалки.

В обряде русалка представлена антропоморфным чучелом, сделанным из соломы или тряпок и наряженным в традиционный женский костюм (Видео 01). Русалку, как правило, делают примерно в человеческий рост: «Не сено, а соломка прямая. Связали вот такой во кулёчик и перевязали голову, как куклу» (д. Любожичи Трубчевского района). На куклу надевали платье, на голову повязывали платок, потом насаживали ее на палку: «Мордочку делали, глазки рисовали, как у человека. Платьица всё и хвартучик надели, ну, и носили да пели» (д. Любожичи Трубчевского района).

Иногда в пару русалке делали Русалима: «Русалке тада вянок надевают, а Русалим в штанах будя, рубаха белая, шляпа будя» (д. Смелиж Суземского района).

Женщины с русалкой под пение специальных песен шли через все село в лог — водили русалку: «А сейчас Русалку поведóм. А тады уже после этой русалки — давайтя вянки завивать!» (д. Смелиж Суземского района). В логу куклу втыкали в землю и оставляли до следующего дня. Сами же начинали завивать венки — завязывать узлом ветки на березе по числу членов семьи: «Вот мы вянки тамака вот так пообкрутили. А её воткнули в землю, закопали. А назавтра уже отрывали» (д. Любожичи Трубчевского района). На закрученных на березе венках гадали (Видео 02). Через несколько дней приходили смотреть: если венок засох — к смерти, а если остался зеленым — к жизни. Девушки могли гадать и на венках, сплетенных из цветов. С ними шли к реке, бросали их в воду и по тому, как поплывет венок, определяли дальнейшую судьбу: если венок, брошенный девушкой, закружится на месте, то сидеть ей в девках, если же поплывет по течению — к замужеству. 

На другой день, откопав русалку, все участницы возвращались с нею в деревню, где в одном из домов накрывали общий стол и кумились: «Кумились: во свои снáшивали яйцы, хлеба, картошку толкли. В одном дворе сделають и вот тебе — кумются» (д. Любожичи Трубчевского района). Обряд кумления как один из способов породнения заключался в совместной трапезе замужних женщин. После обеда с Русалки и Русалима снимали одежду, а сами чучела разрывали на части и сжигали во дворе.

Музыкальное сопровождение обряда включает собственно обрядовые песни, которые здесь называют русальными или просто русалка. Они исполняются в свойственной календарно-обрядовым песням манере: зычным напряженным голосом. Их напевы разворачиваются в достаточно узком диапазоне и воплощаются в гетерофонной фактуре. Во время шествия с русалкой по деревне и завивания венков на березе обычно звучат хороводные песни. Нередко их напевы имеют двухчастную структуру и состоят из медленного запева и быстрого хорового подхвата (Видео 02). При гадании на венках из цветов, которые пускали по реке, а также во время кумления — совместной трапезы — пели приуроченные лирические песни, содержание поэтических текстов которых подходило к ситуации. В отличие от календарно-обрядовых эти песни распеваются в многоголосной фактуре с сольным квинтовым подголоском. Их также поют громко, в расчете на открытое пространство. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна