Свадебный обряд села Дареевичи Стародубского района Брянской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
В традиционной свадьбе села Дареевичи ярко выражены все главные черты восточно-полесского (южного) типа восточнославянской свадьбы: равнозначность родов жениха и невесты, доминирование обрядовых действий, связанных с хлебом, отсутствие причитаний, музыкально-стилевая монолитность свадебных песен. Обряд до сих пор существует в живом бытовании, хотя и в сокращённой форме. Интересно отметить, что обрядовые действия сохраняются значительно лучше, чем музыкальное наполнение ритуала: современная версия свадьбы включает все основные ее этапы: магарыч, выпечку и украшение каравая, сярэбщину, выкуп, приход приданых, ряженье на второй день свадьбы. Что же касается песен, то бόльшую их часть помнят только исполнительницы старшего поколения (1920–1930-х годов рождения).


Село Дареевичи расположено в зоне брянско-гомельско-черниговского пограничья, где до наших дней сохранились фрагменты восточнославянской архаической картины мира, запечатленные в обрядах календарного и жизненного циклов.

Одним из подтверждений является свадебный обряд села Дареевичи, многие составляющие которого и сейчас существуют в активном бытовании. Вместе с тем, именно поэтому отдельные этапы традиционного свадебного ритуала постепенно трансформировались, обрели современные формы, а старые ушли из памяти местных жителей. Этот процесс коснулся и общего «сценария» свадебного действа и частично местной терминологии.

Основные черты свадьбы села Дареевичи:

— равнозначность в ритуале двух родов, что выражается в параллельности действий, одновременно происходящих в домах невесты и жениха, а также в многочисленных переездах/переходах участников ритуала из одного дома в другой;

— большая роль ритуальных действий, связанных с хлебом;

— актуализация в обряде мотивов купли/продажи, обмена и особенно перераспределения общинной доли, что выражается в большом количестве застолий;

— непрерывность хода свадебного действа, продолжающегося и в ночное время, благодаря чему подчёркивается оппозиция ритуального времени обыденному;

— незакрепленность в обряде церковного оформления брака (венчания), косвенно указывающая на достаточно раннее происхождение свадебного ритуала;
— полное отсутствие причитаний и хождений невесты на кладбище, даже в том случае, если она сирота;

— музыкально-стилевое единство свадебных (по местной терминологии — свадёбных) песен, хорошо осознаваемое народными исполнителями, отмечающими: «У нас все свадёбные — на один голос»;

— краткость, лаконичность и конкретность поэтических текстов свадебных песен, всегда описывающих смысл и содержание определённой обрядовой ситуации.

В свадьбе принимает участие много народу — родители, родственники, друзья и подруги жениха и невесты, а также люди, хорошо знающие традиционный порядок ритуала и способные взять на себя функции главного обрядового специалиста. Многие из участников имеют особые наименования. Так, ближайшего друга жениха называют поджанишником, а подругу невесты — поднявестницей. Молодые незамужние родственницы жениха — светилки, замужние — свашки. Всю свадьбу ведут два дружка. Ими часто становились крёстные отцы молодых. Родственниц, несущих в дом жениха приданое невесты (её рукоделие) называют придáне.

Полный состав ритуала включал следующие этапы:

1. Свáты. Предварительный договор, в настоящее время объединённый с окончательным (магарычом). Его следы сохранились в иносказательных диалогах (присказках) сватов и родителей невесты. Сватов уже ждали в доме невесты, потому что жених, как правило, предупреждал её заранее об их приходе. Разговор начинали так: «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в окрýге и наглéдили лису. Лиса побежала к вам во двор. Лиса черно-бурая — это ваша невеста. Разрешите нам, сватам, войти в хату, договориться». Пройдя в дом, сваты просили привести невесту, чтобы спросить её согласия. Впрочем, в старые времена, как вспоминают самые пожилые из местных жителей, согласия парня и девушки никто не спрашивал. Брак имел, в основном, хозяйственное значение, и поэтому очень важным был следующий этап.

2. Выгляды. Прежде, чем принять решение о будущей свадьбе, кровные и крёстные родители невесты после сватов ходили в дом жениха осматривали его двор. Крепким, зажиточным считалось хозяйство, в котором имелось несколько коней, пара коров, стадо овец. В этом случае родители, даже не интересуясь мнением своих детей, договаривались об окончательном решении и назначали время следующего этапа свадьбы.

3. Магарыч. Сейчас именно с него начинается весь свадебный ритуал, и в этом есть определённый смысл, так как в современных сёлах все хорошо представляют себе хозяйство своих соседей, а молодежь имеет гораздо больше, чем раньше, возможностей для общения. На магарыч приходят кровные и крёстные родители жениха, его братья и сёстры и, конечно же, сам жених. Приносят с собой хлеб, бутылку гарелки. Родители невесты тоже готовятся к застолью, которое и является центральным эпизодом этого этапа. Невеста заранее приглашает родственников. Когда все собираются за столом, договариваются о сроках свадьбы и о подарках, которые невеста должна принести с собой в будущую семью. На магарыче невеста тоже дарит подарки, но не всем, а только самым близким родственникам жениха; сама выносит им приготовленные заранее рубашки и платки.

4. Срок от магарыча до свадьбы. Его главное содержание — подготовка обеих родов к будущей свадьбе, заготовка продуктов. Невеста в это время готовит занавески, рушники, которое впоследствии повезут в дом жениха придане. В отличие от многих других локальных свадебных традиций, в Дареевичах не принято звать подруг для помощи в подготовке даров. Многое каждая девушка и её мать готовят заранее, ещё до вступления невесты в брачный возраст. Еще одной местной особенностью является отсутствие предсвадебного вечера, на котором невеста прощается со своими подругами, с вольным девичеством. Возможно, этот этап существовал в прошлом.

Накануне свадьбы в обоих домах выпекается свадебный хлеб — каравай. Обычно его пекут матери невесты и жениха, без чьего-либо участия.

5. Главный свадебный день. С утра в доме невесты собираются её родственники и подруги. Когда-то именно в это время невеста с подругами, а жених — со своими друзьями, каждый из своего дома, направлялись к венцу, а обвенчавшись, расходились по домам. Могли венчаться и за несколько дней до свадьбы.

В последние годы некоторые жители Дареевичей стали заимствовать свадебный обычай, существующий в соседнем селе Халеевичи. Он состоит в том, что рано утром, ещё до рассвета, невеста выходит на улицу зовёт первого встречного в дом — нá ще. Дома этого человека угощают, после чего он идёт своей дорогой. Считается, что это принесет удачу молодым.

На стол ставят каравай и ждут жениха, который обычно приезжает около полудня. Перед его приходом начинают чапáть каравай — втыкают в него длинные прутья, обвитые цветной бумагой, которые называют стрéлками или стрёмами (от слова застромлять). Каждая подружка втыкает по одной стрелке. Сверху на них накидывают красный платок с кистями. В этот момент звучат песни:


Приходи, Боже, с неба,
Да теперь ты нам треба
Да и к моему дитяти
Каравай учапати.
Караваю мой, раю,
Чем тебе почапаю?
Стрелкамы да ценбаламы,
Пышнымы да боярамы…

Ой, чия эта мати по соседачкам ходя,
да соседачак прося:
— Вы соседачки мае, да хадитя вы-ка мне
Да к маёму дитяти каравай учапати.


То же самое с утра происходит и в доме жениха: так же чапают каравай и поют те же песни, после чего жениха ставят в красный угол под иконы и благословляют ехать за невестой. Провожают его под песню «Ня куй, Ванечка, стаолянога ножа, подкуй, Ванечка, воронога коня».

По дороге поют песни:


Як лятел сакол черяз три сялы,
Черяз три сялы, черяз чатыре,
А в пятом селе стал конь на дваре.
Тёща почуя — гатуваться будя,
Машечка почуя — прибираться будя.


Когда жених с поджанишником, светилками и дружками приезжает к дому невесты, молодёжь остаётся на дворе, а дружки, которых ещё в доме жениха перевязали вышитыми рушниками на одно плечо, входят в дом. Мать невесты повязывает им ещё по рушнику на другое плечо.

Дружок просит: «Отец, мати, разрешите своему дитяти косу расплетати!». Подневестница расплетает и расчесывает невесте косу, надевает свадебный головной убор — венок с лентами. После этого в хату заводят жениха, девки уходят из-за стола, и дружок заводит свою свадьбу за стол. Начинается шуточная перебранка невестиной и жениховой родни.

Застолье продолжается до вечера, после чего жених со своими родственниками возвращается к себе. В обоих домах начинается следующий этап.

6. Посяребщина. Смысл этого этапа состоит в прощании каждого из молодых со своим родом. Все родственники по очереди одаривают невесту в её доме, а жениха — в его. Именно в это время делят каравай невесты (каравай жениха делят позже). Подруги выхватывают стрелки, стараясь опередить друг друга. По поверьям, кто быстрее вытащит из каравая стрелку, раньше выйдет замуж. Крёстный отрезает по кусочку каравая, кладет его на тарелку, застланную полотенцем, и ставит туда же налитую стопку. Потом обращается к каждому из присутствующих со словами: «Молодая княгиня просит у вас на винную чару!»

Подарки сопровождаются шуточными приговорками: «Дарю тебе кленовый лист, чтобы был сын гармонист!»; «дарю тебе много квочек, чтобы было много сынов и дочек!»; «Если не будет Лёша разиней — будет Любаша мать-героиней!». Раньше это были просто приговорки (за каравай на тарелку клали деньги). Теперь стараются положить какой-нибудь символический предмет, который был бы как-то связан с текстом приговорки.

На посяребщине поют много песен, в текстах которых говорится о дарах, например:


Разыдитеся, подружки,
Будя меня мати даровати
Невяликим даром — пирогом


В конце посяребщины поют корильные песни, в которых высмеивают жениха:


Куды Любочка глядела –
Полюбила Ванюшу-слюнтея.

Ён красив, красив да пригож:
Совиные вочи, цаплин нос.


Когда посяребщина кончается, молодая переодевается, снимает с головы венок и надевает платок. Всех присутствующих родственниц она приглашает в придане.

7. Увоз невесты. Уже ближе к полночи приезжает свадебный поезд с женихом, поджанишником и дружками забирать невесту. Пока жених едет за невестой, ему несколько раз перегораживают дорогу, требуют подорожную (выкуп). Дружок наливает по стакану, и всю процессию пропускают дальше.

Подъезжая к доме невесты, оповещают о своём приезде песней:


Ой, свату наш, свату, пусти нас у хату,
А нас небогато — девяносто четыре,
и все верховые.


Поезжане держат за пазухой пироги, которые подружки и родственники невесты стараются у них отобрать. Они также привозят с собой тканый красный пояс, который дружок трижды накидывает на невесту — отмечает её. Перед отъездом в дом жениха дружок должен был куплять подушки у девочек-подростков, чтобы забрать с собой постель и скрыню — сундук невесты.
Стоя на подводе, невеста кланяется на четыре стороны, а оставшиеся в доме женщины поют:


Вышла матка в клеть — дочкиной скрыни нет,
Вышла на дорогу — а след по росе.
Догоняй, брат, сестру, и в русой косе.


8. Встреча молодых в доме жениха. Придане. На дворе мать жениха в вывороченной наизнанку шубе встречает молодых. Она наливает чарку и подносит её невесте, а та должна дважды вылить её через плечо и только третью чарку пригубить. Всё это сопровождается песней «Не пей, Манечка, первой рюмочки».

Начинается застолье в доме жениха. Молодых вскоре уводят в клеть и оставляют там до утра. Под утро приезжают придане с песней «Добрые люди, и мы к вам, ти не залетала наша курочка вчора к вам?». Они перевешивают в доме жениха все занавески и рушники, после чего их угощают. Уже утром они поют наказ:


А ты, Ваня, соловеечко,
Гляди Любу хорошенечко,
Ня бей яе лутцем,
Удивляй яе словцом.


Перед отъездом придане ловили во дворе жениха курицу, чтобы забрать её с собой. В это время две женщины шли проверять честность невесты, приносили простыню и предъявляли её всем гостям. Если невеста оказывалась «честной», придане забирали с собой горшок нетронутой (целой) каши, втыкали в неё цветы, перевязывали горшок алой лентой, а кроме того несли с собой красный флаг. Уходили с песней «Честь наша, хвала наша, что целая каша».

Если же невеста была «нечестной», кашу расковыривали пальцами.

Приехав в дом родителей невесты, придане с размаху кидали горшок об пол, разбивали кашу и начинали плясать на лавках. Из черепков пили гарелку — штоб зубы не болели.

9. Второй день свадьбы. Как только придане уезжали, свекровь поднимала молодую, надевала ей женский головной убор — сороку. Около полудня молодые шли созывать гостей на каравай, приглашали родителей невесты.

Начинали делить каравай жениха. Первую стрелку из него вынимали молодые. В это же время невеста раздавал свои дары родственникам жениха. Мать жениха должна была одна петь песню «Слава Богу, я сына женила, слава Богу, нявестки дождалась». А остальные гости пели песни, которыми закрепляли переход молодой в новую семью:

Ой, на море утка кряча, Любкина матка плача:

— И кохала, и лелеяла — некого побьуждати, по водицу послати.

Ой, на море утка сокоча, Ванькина матка регоча:

— Не кохала, не лелеяла — ёсь кого побуждати, по водицу послати.


После деления каравая молодую отправляли за водой. В походе к колодцу участвовала целая процессия ряженых. Одни старались отнять вёдра, обливали друг друга, другие, наоборот, оберегали невесту.

10. Третий день: хату метут. С утра на третий день свадьбы гости вновь собирались в доме родителей жениха, приносили с собой деньги и разные мелкие предметы. Кидали их на пол, заставляли молодую подметать. Снова устраивалось застолье, но свадёбных песен уже не пели.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Свадебная песня «Як летел сокол» в исполнении фолькорного ансамбля с. Дареевичи Стародубского р-на Брянской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна