Обряд колядования в южных районах Псковской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Одним из характерных признаков традиций в южных районах Псковской области — Великолукском, Куньинском, Усвятском, а также в Невельском, Себежском районах, близких к соседней Белоруссии, является обычай колядования — обхода дворов в «Рождественскую Коляду» с пением поздравительных песен-благопожеланий с припевом «Коляда, Коляда!», «Коляда-Маледа!».
«Коляда» в данной традиции — это и канун праздника, и песня, и мифологический женский персонаж, которого нужно нарядить, угостить (что содержится в самом тексте песен). Кроме основного сюжета с подношениями Коляде, встречается также сюжет «Терем хозяина» с описанием богатого двора, и сюжет, повествующий о поездке хозяина за подарками для членов семьи и домочадцев.

Обряд колядования в южных районах Псковской области (Себежском, Невельском, Великолукском, Куньинском, Усвятском) с пением поздравительных песен-благопожеланий совершался в канун или в первый день Рождества. Следует отметить связи этой традиции с традициями соседней Белоруссии, тем более, что часть населения в Невельском и особенно в Себежском районе имеет белорусские корни, что выражается в особенностях языка.
В южных районах Псковской области распространены две разновидности обхода дворов — с пением рождественского тропаря (чаще всего в таких обходах участвовали дети, ходили «со звездой») и обход дворов с пением колядок, что является специфическим свойством данных традиций. В большинстве случаев колядовать ходили, начиная с рождественского вечера (часов в шесть-девять) и в течение всей ночи.

Слово «коляда» имеет в понимании местных жителей разные значения: это канун праздника (колядой здесь называют три кануна — рождественский, новогодний и крещенский); коляда — песня (с припевом «Коляда, Коляда! , Коляда-Моледа!»), которую поют во время рождественского обхода; в тексте песни Коляда — это мифологический персонаж (Коляда «ходит по дворам, собирает дары»). В песне Коляду от имени хозяйки каждого двора одаривают атрибутами женской одежды — наряжают ее. Хозяйки, к дворам которых подходят колядовщики, «дают» Коляде платок, рубашку, чулочки, «штанёнки», угощают её куском сала, мясом, «кишкой» (колбасой). Некоторые тексты содержат порицание скупых, жадных хозяек, которые ничего не дают Коляде.

Сюжеты с одариванием Коляды имеют наибольшее распространение. Магическое значение припева — это окликание мифологического персонажа, которого необходимо задобрить разными подарками, угощением. В другом варианте сюжета сама Коляда приходит «с решетом блинов, мехом пирогов». Записаны свидетельства о том, что местные жители представляют себе Коляду в образе женского персонажа.

В Себежском районе распространены варианты песенного сюжета «Терем хозяина» с описанием богатого хозяйского двора с тесовыми / «медяными» подворотнями, «защепочками-рыбьими щёчечками», с садом, в котором поют соловьи. Продолжением является сюжет «Поездка хозяина» — хозяин отправляется за покупками-дарами для своей семьи. В песне из деревни Горелово Себежского района содержится фрагмент сюжета, близкого к сказочному: хозяин роняет золотой перстень в воду, хозяйка нанимает рыболовщиков, те вылавливают «трёх окунцов», которым «цены-меры нету».

Сказочный сюжет «волк-помощник» присутствует в шуточной колядке-диалоге: «Что у тебя, волче, хвост косматый? — Я у пана был, покои мёл…».

Заканчиваются колядки обычным требованием дать угощение: «кишка с печи, колбаса с клети, бутылка с божницы, пирог с полицы».

На данной территории бытует несколько напевов колядок.
Колядовать ходили, в основном, женщины. В ритуале обхода дворов могли участвовать ряженые. Колядовщиков одаривали хлебом, пирогами, колбасой («кишкой»), салом, мясом. Хозяйки готовились к приходу колядовщиков, пекли пироги, делали домашние колбасы. Собрав угощение, участники обхода устраивали складчину.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Колядка «Как пришла Коляда повперёд Рождества» в исполнении М.К. Дубровской и М.В. Ивановой из д. Арамоново Себежского р-на Псковской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна