Троицкие обряды в Гороховецком районе Владимирской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский

Обрядовые действия Троицкого периода народного календаря в Гороховецком районе Владимирской области сосредоточены вокруг трех основных дней: Семика с ритуалом кумления, Троицына и Духова дней.

О Семике (четверге на неделе, предшествующей Троице) помнят многие местные жительницы старшего возраста; они рассказывают, как в молодости участвовали в семицких обрядах. Наиболее пожилые из них вспоминают о том, что основными участницами Семика были не взрослые девушки, достигшие брачного возраста (в селах Гороховецкого края эту возрастную группу именуют рощей), а девочки-подростки, входившие в состав младшей беседы, которые на зимних праздниках начинали гулять подрóщей. Можно предположить, что семицкие обряды были направлены на приобщение девочек-подростков к группе взрослых девушек, полноправных участниц девичьих гуляний. Многие рассказчики отмечали, что помимо ряда обрядовых действий (например, «прыганья в сарафан») именно участие в праздновании Семика служило знаком того, что девушка достигла возраста невесты, и теперь ей можно участвовать в молодежных гуляниях, и к ней можно свататься.

Основным событием Семика было завивание и украшение березки. Обычно украшали деревце в лесу — выбирали небольшую березку, приблизительно около двух метров высотой. Рассказывали, что это деревце завивали и рядили, но что конкретно представляли собой эти действия, в большинстве сел уже не помнят. Лишь некоторые женщины отмечали, что ветки дерева они связывали между собой, а также завязывали ветки кольцами-венками. Записаны единичные свидетельства о том, что на березу вешали венки из цветов, в которых девушки приходили в лес, украшали (рядили) деревце цветными ленточками.

Вокруг завитой и украшенной березки водили хороводы и устраивали под ней угощенье. Здесь же, под берёзкой совершался обряд кумления, а по завитым венкам на дереве девушки гадали о своей судьбе.

В настоящее время лишь небольшая часть опрошенных может рассказать об обряде кумления. Остальные лишь упоминают о том, что девочки обменивались на Семик платками. Кумились обычно близкие подруги, причем всегда попарно. В материалах начала ХХ века имеется информация о том, что при кумлении могли присутствовать парни, но записи наших экспедиций свидетельствуют об обратном: ни парней, ни мужчин, ни даже взрослых женщин при кумлении не было. Кумящаяся пара девушек целовалась через ветки березы. Нам никто не сказал, что после этого действия девочки назывались «кумушками», но почти все, кто рассказывал об кумлении, отмечали, что это было очень важное, значимое действие, и о девочках говорили, что они «покумились».

В этот же день участницы обряда собирали совместную трапезу. Есть упоминания о том, что блюда были строго регламентированы. Обычно называют яичницу, лапшевник, кашу, лепешки и картошку. Яичница делалась из смеси яиц и молока, которые запекались в печке, очень часто ее так и называют — «яичница из печи». Яйца с молоком выливали в глубокие миски и запекали. Количество мисок соответствовало количеству кумящихся пар. Каждая пара брала миску с яичницей и ела из нее. Лапшевник делали следующим образом: смешивали крахмал, муку, яйца и воду, затем добавляли соль. Тесто должно было иметь жидкую консистенцию. Сковородку смазывали маслом и пекли на ней тонкие блинчики. Эти блинчики остужали, разрезали широкими полосами, складывали в миску или глубокую сковороду, заливали молоком с яйцом. Посуду с лапшевником ставят в печь и запекают. Лапшевник играет роль своеобразного общего пирога. Кашу для трапезы обычно варили пшенную, могли добавлять в нее яйца. Лепешки делались обычно из пресного теста, и иногда их заменял хлеб. Картошка и остальные продукты явно являются более поздними добавлениями к трапезе.

Трапеза обычно имела характер складчины: для приготовления яичницы девушки приносили яйца и другие продукты в дом одной из участниц, и ее мать или другая старшая родственница готовила яичницу, лапшевник, кашу и лепешки. Иногда, девушки договаривались: кто что принесет.

В Семике участвовали девочки-подростки, но параллельно с ними к Троице начинали готовиться и взрослые женщины, а также девушки-невесты. В Семик они также ходили в лес, выбирали березку и наряжали ее, украшая лентами и цветными тряпочками. Каждая возрастная группа украшала свою березку, которая стояла в таком виде в лесу до субботы, а иногда и до самой Троицы, а затем ее рубили и с песнями и плясками приносили в деревню. Украшение березки считалось важным делом. На протяжении года участницы троицкого обряда копили тряпочки, ленточки, цветные бумажки. Для украшения использовались также платки и конфеты.

В Гороховецком районе Троица, в отличие от Семика, была общим праздником для всех женщин деревни. Центральное место в кругу троицких обрядов занимали действия, связанные с травой и ветками деревьев.

Заготовка зелени начиналась накануне праздника. В субботу из леса приносили березовые ветки и целые небольшие деревца. В этот же день собирали травы и цветы, среди которых чаще всего упоминается трава зóря — местное название любистока лекарственного (Levisticum officinale). Букет из березовых веток и любистока носили в церковь, освящали там и, возвратившись домой, ставили его к божнице. Этому букету приписывались особые магические свойства, которые в меньшей степени распространялись на всю троицкую зелень. Она считалась надежным оберегом. Ветки, воткнутые под крышу, защищали от молнии, воткнутые в грядки — от града, положенные в подпол — от грызунов. 

Небольшие деревца ставили под окна, у крыльца, по углам дома. Березовыми ветками украшали оконные наличники, ворота, заборы. Обычай выстилать пол травой, сохранился лишь в некоторых деревнях Гороховецкого района. Возможно это связано с запретом косить траву до Пятидесятницы, который, в свою очередь, обусловлен боязнью побеспокоить души умерших, которые, согласно поверьям, обитают в это время в траве и ветках березы.

Березками украшали не только дома, но и церковь. Считалось, что украшенный храм являет собой Мамврийскую дубраву и Авраамову кущу, где явился Триединый Бог.

Срубив украшенную на Семик березку, участницы обряда приносили ее в деревню и обычно устанавливали в том месте, где проходили совместные гулянья молодежи. Иногда березку устанавливали в доме одной из участниц обряда. Есть свидетельства о том, что в 1980-е — 1990-е годы деревце даже не приносили в деревню, а устраивали гуляния с березкой на полях или на ферме, где работала большая часть сельских женщин. Несмотря на то, что обряд в те годы уже существенно сократился, его участницы подчёркивали, что они отмечают именно Троицу, что они гуляют с березкой и что это «бабий праздник», поэтому обычно мужчин на него не приглашали. Постепенно березку стали наряжать у клубов, особенно в тех деревнях, где Троица была престольным праздником; но назывался этот праздник не Троицей, а Праздником русской березки. У клуба обычно собиралась только молодежь, поскольку по окончании театрализованного действия в клубе устраивались танцы. Взрослое население могло придти в клуб, если праздник устраивался ближе к вечеру, но в первой половине дня вплоть до самого последнего времени пожилые женщины в той или иной степени старались соблюдать старинные троицкие обряды.

Если деревня была большая, то могли наряжать несколько березок и тогда на каждом деревенском конце устраивали свое гулянье. Около принесённой из леса наряженной березки обычно устраивали праздничную трапезу. Главными блюдами на ней были яичница, вареные яйца, пироги с яйцом и луком. Если другие продукты приносились всеми участниками трапезы по мере возможности, то яичницу первоначально делали на месте. Все участницы приносили два-три яйца и немного молока. Все это смешивалось и выпекалось на костре. Постепенно, как и ту, которую готовили на Семик, троицкую яичницу стали делать по домам, обычно в ближайшем к месту гуляния доме. Многие старожилы вспоминали, что у каждого дома деревни в прежние годы выставляли столы с самоварами, причём за этими столами пили чай только женщины. Компании за столами постоянно менялись, так как женщины и девушки с песнями и плясками переходили от одного стола к другому. Со временем за столы стали пускать и мужчин.

После совместной трапезы начиналось гулянье. Женщины ходили с березкой по улице (обычно ее несли попарно), пели песни. В троицком гулянии участвовали и мужчины.

Основными участницами гулянья были замужние женщины, а незамужние девушки в это время гадали на женихов. Считалось, что венок, сделанный из троицкой зелени, может предсказать скорое замужество. Венки несли к реке и кидали их в воду. Если венок плыл, это предвещало скорое замужество; утонувший венок сулил девичество или смерть. Существует и другой вариант толкования данного гадания: если венок уплывет, то девушка выйдет замуж далеко, а если его прибьет к берегу, то она выйдет замуж в своей деревне.

Итогом праздника Троицы становилось уничтожение березки. Перед этим с нее снимали ленты и тряпочки, которые обычно разбирали участницы обряда.  После этого с березкой прощались и чаще всего топили ее в реке. Согласно местным поверьям, после потопления березки можно было начинать купаться. Поскольку Троица на данной территории считалась границей весны и лета, то наступавший после нее Духов день считался первым днем лета.  Очень часто говорят о том, что купаться начинают именно на Духов день, когда «Святой Дух теплом дохнул», но иногда молодежь, утопив березку, не желала ждать следующего дня и сразу же бросалась в воду.

Троица также считалась днем, после которого начинались покосы. Существовал запрет косить до Троицы: «После Троицы Бог разрешит косить».

Завершал весь цикл троицких обрядов Духов день. Считалось, что в этот день нельзя работать; наиболее важным был запрет копать землю. Он основывался на убеждении, что в этот день Земля — именинница.

Верили, что на Духов день обязательно должна случиться гроза. В этот день примечали, каким должен быть будущий урожай: верили, что «в Духов день Господь теплым духом дохнет» и все пойдет в рост.

В Духов день в Гороховецком крае заготовливали березовые листья, используемые затем в похоронных ритуалах. Считалось, что березку ломают двенадцати апостолам: женщины ломали двенадцать веников, «каждому апостолу по веничку». Березовые веточки лежали сорок дней, после чего листья с веников обрывали и хранили в специальных коробах. Когда человек умирал, то этими листьями выстилали углы гроба и набивали подушку.  

Местные жители вспоминали также, что в Духов день парни обливали девушек водой; однако чаще подобные действия в гороховецкой традиции были приурочены к празднику, который назывался Ярило.

Семицко-троицкая обрядность сохранилась в Гороховецком крае в довольно разрушенном виде. В большинстве населенных пунктов обрядовые действия в настоящее время полностью утрачены. Прежде всего, это касается семицкой обрядности, о которой помнят лишь наиболее пожилые женщины. Лучше сохранились обряды Троицы, но и они постепенно уходят в прошлое. Однако обычаи, связанные с троицкой зеленью, сильны до сих пор.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Рассказ А.И. Фомичевой из д. Чудской Гороховецкого р-на Владимирской обл. о троицкой березке
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна