Традиция оформления надгробий в Селивановском районе Владимирской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, говор среднерусский
Когда-то кладбища в больших селах Селивановского района были при храмах, теперь такой порядок сохраняется редко. В селе Тучково, например, кладбище находится на старом месте, рядом с храмом Владимирской Божьей Матери (1874), в селе Дуброво — у Троицкой церкви (1838), в урочище Спас-Железнино — рядом с церковью Спаса Преображения (1800–1825).
Иная ситуация в селах Никулино и Ильинское, где кладбища располагаются на новом месте, в стороне от храмов. В 1920–1930-е годы этого требовали новые условия жизни. Сейчас, с изменившимся отношением к религии, видимо, может начаться процесс восстановления часовен, находившихся при кладбищах. К примеру, в поселке Красная Горбатка в последние годы был построен небольшой деревянный храм на месте разрушенной старой Никольской церкви.

Входные ворота, ведущие на территорию кладбища, обычно представляют собой очень простое сооружение, чаще деревянное, иногда металлическое, отвечающее традиционным формам: две вертикальные опоры, поперечная балка и двухскатный навес, под которым размещается крест или распятие. Обычно такие входные ворота не имеют какого-то интересного художественного решения и потому особого внимания не привлекают. Некоторым исключением являются входные ворота на кладбище села Дуброво, в которых использована резьба в вертикальных частях и с особым мастерством выполнено распятие в свободном поле под навесом. В их оформлении принимал участие известный местный мастер С.И. Агеев. Он выполнил и несколько надгробных резных Крестов на этом кладбище.

В нашей стране после революции 1917 года, когда были приняты декреты об отделении церкви от государства, о свободе вероисповедания, процесс десакрализации погребальной культуры и превращения погребального обряда из сугубо религиозного акта в акт в большей степени гражданственный, светский принял особые формы. После декрета Совнаркома РСФСР «О кладбищах и похоронах» от 1918 года кладбища начали заметно менять свой облик: надгробные памятники лишались крестов, внедрялись новые виды надгробий с советской символикой, с иными по содержанию надписями и эпитафиями, нередко с фотографиями умерших. Широкое распространение получили погребальные обряды с гражданскими панихидами и военные ритуалы с почетным караулом, салютом, орудийным лафетом, на котором устанавливался гроб. Погребальный обряд все больше приобретал гражданский характер, утрачивая философскую глубину своего содержания.

Изменения, происходящие в современном обществе, прямо или косвенно отражаются на погребальном ритуале: то, что отвергалось прежде, возвращается на селивановские кладбища. И не случайно в самом погребальном ритуале в этих местах по большому счету отсутствует та помпезность и безвкусица, которые столь заметны в современных больших городах.

Произошло возвращение не только к традиционному погребальному ритуалу, но и к тем канонам, которые существовали прежде при оформлении могилы умершего. Вновь появились кресты и надгробные памятники с христианской символикой.

Связь с знаменитыми владимиро-суздальскими памятниками, оказалась здесь на удивление устойчивой. Тяга к своим владимирским древностям здесь очень органична: это уже не мода сегодняшнего дня, а потребность внутренняя, обращение к тому, что действительно может служить духовной опорой. Древние истоки имеют каменные надгробные стелы, воспроизводящие образы владимиро-суздальских знаменитых архитектурных памятников и древней иконописи.

В могильном оформлении снова основное место занял крест. Мы видим это во всех погребальных комплексах, на всех кладбищах в разных районах Владимирской области, в том числе и на кладбищах Селивановского района. При этом ни в одном другом районе Владимирской области нет такого количества разнообразных деревянных крестов, в том числе и выполненных по старым традиционным образцам. До сих пор селивановские резчики по дереву обращаются к образцам и мотивам древнерусского искусства и делают это очень естественно.

Особое внимание привлекают отдельно стоящие деревянные кресты. Они отличаются большим разнообразием форм, связанных с древними традициями и образцами. Самая простая форма — довольно высокий Крест с двумя неширокими верхними и косой нижней перекладинами, иногда имеющий навес. Концы перекладин всегда прямые и ровные. Крест может быть светлым из проолифленного дерева, как на Новом кладбище в поселке Красная Горбатка на могиле А.Е. Крапивиной, скончавшейся в 2007 году, а может быть окрашен черным, как на кладбищах в деревне Николо-Ушна или селе Дуброво. Другой вариант — крест с более широкими перекладинами, имеющий скругленные концы и окрашенный чаще всего серой краской. Таковы кресты на могилах кладбищ в Спас-Железнино или в селе Тучково, например, крест на могиле А.В. Казаковой (1871–1927). Более архаичная форма — крест с крупными трилистниками на концах, с одной горизонтальной и близко расположенной косой перекладиной. Окраска черным делает его очень массивным, напоминающим древние образцы. Пример тому — крест на кладбище в деревне Николо-Ушна на могиле Т.А. Яковлевой, скончавшейся в 2002 году.

Самое сложные и интересные в художественном отношении кресты можно увидеть на могилах кладбища в селе Дуброво, где работал уже упоминавшийся известный местный резчик и скульптор С.И. Агеев. На одном из участков этого кладбища, где похоронены Л.С. Егорова, М.П. Надеждина, третья фамилия неразборчива, сразу три высоких деревянных креста, выполненных этим мастером. Центральный крест — проолифленный светлый, два других — тонированные. На всех крестах трехгранновыемчатая резьба и рельефное распятие, находящееся по центру. Вписанные в круг розетты и ряды цепочек из резных треугольников покрывают всю поверхность перекладин крестов, имеющих либо округлые, либо заостренные сердцевидные концы. При том что мастер отчасти повторяется в своих решениях, все три креста различны и уровень их исполнения достаточно высок, поэтому данный участок сразу же выделяется.

На другом участке того же кладбища — три высоких деревянных креста с навесом, выполненные в другом стиле. Скорее всего, они принадлежат одному мастеру. Все отмечены очень вытянутыми пропорциями и использованием техники накладной рельефной резьбы. Тонкий второй крест наложен сверху на основной. Концы каждой из перекладин имеют выпуклые рельефные детали, декоративные по своему значению. Почерк выдает руку одного художника-резчика. Можно предположить, что это опять мастер С.И. Агеев. Он одинаково хорошо владел разными приемами и техниками резьбы, свободно обрабатывал любую породу дерева. Тонировка этих крестов серым придает им особую выразительность: кажется, они сделаны из мореного дуба, очень дорогого материала.

 Видимо, техника накладной рельефной резьбы, которую в этих местах использовали с древних времен, снова становится востребованной при художественном оформлении крестов. С использованием этой техники, в частности, сделан еще один красивый деревянный крест. Он поставлен на одной из сравнительно недавних могил на кладбище в деревне Малышево — могиле Е.А. Яшиной, скончавшейся в 2004 году. На основу главного бордово-красного креста, имеющего фигурные завершения перекладин, наложен внутренний крест из светлого проолифленного дерева, что создает впечатление сложного рельефа. Необычны завершения концов каждой из перекладин: это не трилистник, а лист другого рисунка, немного похожий на цветок.

Любопытно, что на основе существовавших в этих местах погребальных канонов, кажется, уже складывается современная традиция. Это можно наблюдать на нескольких местных кладбищах, где деревянный крест, поставленный на могиле в момент погребения, сохраняется и после установки памятника из камня. Крест остается позади этого памятника и, вероятно, продолжает выполнять защитную функцию. Один из примеров — захоронение И.И. Сафоновой (1940–2006) на Новом кладбище поселка Красная Горбатка.

Крест воспринимается в народе и как животворящее древо, поэтому не случайна происходящая иногда замена, когда вместо креста на могилах используется растущее там старое дерево. На его стволе укрепляется фотография умершего, а на освобожденном от коры участке вырезается его имя и дата смерти. Таковы некоторые захоронения на кладбище близ поселка Новлянка и на кладбище в деревне Николо-Ушна.

Интересны и вполне художественны также некоторые местные памятники из металла. Иногда свободно стоящие современные металлические кресты отличаются довольно необычным решением. Часто они сделаны из арматуры, но всякий раз по-своему, да и сама арматура различна.

Прежде поставить каменный памятник умершему могла позволить себе лишь довольно зажиточная семья. Сейчас такую возможность имеют многие. Строгой традиции в их оформлении до сих пор не сложилось, поэтому вариантов решения оказывается множество. Очень распространены стелы из черного полированного лабрадорита с гравированными фотографиями умерших и дополнительными изображениями культового характера: это крест и изображение храма, крест и плакучая береза, крест и цветы. На оборотной стороне плиты нередко помещается изображение Богородицы или лик Христа. То, что прежде не поощрялось, свободно используется теперь. Однако чувство меры и художественный вкус в оформлении этих памятников зачастую отсутствуют.

Более дешевый и доступный современный вариант надгробия — бетонная отливка с небольшой нишей для рельефного изображения или фотографии покойного. Надписи занимают большую часть лицевой стороны такого памятника. Бетон может быть оставлен белым, и тогда он имитирует белый мрамор, а иногда он тонирован бледно-голубым или розовым. В рельефе часто дается изображение Христа, Богородицы или храма. Встречается и образ пятиглавого собора, и известного храма на Нерли, и других архитектурных памятников владимирской земли, что не случайно и показательно для нашего времени.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна