Поминальная обрядность деревни Бересток Дубровского района Брянской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Традиционное название поминального обряда 40-го дня в д. Бересток — шастины или шесть нядель. Он является наиболее значимым в поминальном цикле наряду с обрядами первой годовщины смерти.
По свидетельству жителей Берестка, обычай справлять помины на 9 день и через полгода после смерти вошел в обиход сравнительно недавно. Поэтому зачастую эти поминальные даты оцениваются ими негативно: «Теперь 9 дней это бесполезно делают. Это пьянку делают. Раньше 9 дней не отмечали. Раньше — год и 40 дней, шастины назывались».

Шастины проходят после полудня. Накануне близкие родственники умершего созывали людей на поминки. Важным является сам момент приглашения: как позовут — вежливо или с неохотой, к кому первому придут с просьбой и т. п. Приглашали обычно всю родню и тех, кто принимал непосредственное участие в похоронах: «Кто хоронил, кто гроб делал, кто ямку [могилу] рыл, кто ночувал [проводил ночь в доме вместе с покойником], кто обмывал».

Существует поверье, что в шастинах кроме живых участвуют и покойники. Как говорят информанты: «Можеть и поприйдуть. Поверье [есть], будто тах-то собираются вси родные и чужие, и кто знатный, и кто незнатный. А как же! Дух пропускают: «Идитя свои и чужия! Идитя все на ужин!»» Утверждают, что некоторым людям случалось даже видеть покойников, шедших на шастины: «Идуть, кажуть, жýдом [вереницей]». Однако сведения о том, что позволяет людям приобретать особый дар видения пришедших на помины покойников, зафиксированы не были.

Все приглашенные приносят с собой обязательный набор продуктов: миску муки, пару яиц, небольшой кусок сала. Все это завернуто в ширинку — вышитое полотенце ручной работы, широко использующееся в похоронной и поминальной обрядности. На него, к примеру, кладут канун — специальную обрядовую пищу для покойника, которая находится на окне в течение 40 дней со дня его смерти. Это вода и в основном сладости: драчёны [блины] с медом, конфеты, печенье. Драчёны пекут и меняют на окне ежедневно в течение шести недель. Вчерашние блины не выбрасывают, а скармливают скоту.

Помины 40-го дня складываются из следующих этапов: «пропускание духа» и плач над кануном, поминальная трапеза с пением стихов, заключительная общая молитва. Контроль за соблюдением последовательности и правильности выполнения поминального чина возлагается на так называемую начальницу или затевалу. Она определяет время начала и продолжительность каждого обрядового этапа, является основным исполнителем большинства из них. В процессе ритуала она нередко дает необходимые указания родственникам и приглашенным. Кроме того на ней лежит обязанность запевалы при исполнении молитв и стихов. В Берестке функции начальницы на всех поминках выполняет Мария Никитична Никифорова (1930 г. р.). Эта обязанность перешла к ней «по наследству» — от матери, у которой она переняла не только местный репертуар поминальных стихов, но также, по ее словам, отсутствие боязни покойников, благодаря чему ее всегда приглашают обмывать и обряжать усопшего, ночевать с ним.

Шастины открываются циклом обрядовых действий, который носит название пропускать духа. Пропускать духа означает кадить возле святого угла и ближайших к нему окон. Это действие сопровождает в Берестке и другие значимые моменты похоронно-поминальной обрядности: горячий ужин для пожилых женщин, приходивших ночевать с покойником в его доме, прощание с умершим во дворе дома после выноса гроба. «Пропускают духа» и каждое воскресенье в течение 40 дней после смерти, на 40 день, в годовые помины и в родительские (поминальные) дни календарного года.

Роль кадила выполняет обычно пустая консервная банка с горящим угольком и кусочком освященной свечки. На шастинах при «пропускании духа» на столе стоит буханка хлеба с воткнутой в нее зажженной свечой. Все собравшиеся стоят лицом к святому углу, «начальница» кадит и читает следующую молитву:

Помяни, Господи,

души усопших раб твоих

за царскими дверями,

за горючими слезами,

за пахучим ладуном,

за сладким кануном,

за святою просвирою.

Помяни, Господи,

новопреставленную рабу Божию Анну,

яе матушку, батюшку,

сястрицев, братиков,

племенников, хресников,

брательников, сястрёнок,

кумовьёв, сватовьёв,

на войне убивающих[1],

везде погибающих,

сам знаешь, Господ, их имена.

Помяни, Господи,

Всих душ усопших раб твоих,

Родителей моих,

Сродников, благодетелей

И всех православных христиан.

И прости им грехи вольные и невольные,

Даруй им царствие небесное

И вечную память и вечный покой.

После этого звучит плач. Его исполняет одна из близких родственниц покойного, стоя у ближайшего к святому углу окна, на котором находится канун — предназначенная для покойника еда. В причитании обращаются ко всем покойным родственникам и приглашают их на помин — горячий ужин:

И моя тётушка, а родимыя!

И я тябе нигде, о, и не дождалася.

И никакога милога по тябе

Ни накликала ты мяне.

<…>

А хуть ба ты мне и позвала.

Одна угадливая на углах.

Оставили вы мяне, а тута от рыдать.

И ты моя матушка, и ты мой братичек,

И ты сястричка, и мои племяннички!

А собирайтеся сёдня муковины горячей поужинать!

А ты тама хоть и всих их позывай

И вяди их, а к сябе!

А моя ой родимая!

А приляти ты хуть ко мне

А на горячий ужинать.

И я может и тя не увижу…

Вступительная часть шастин завершается коллективным пением молитвы «Отче наш». В д. Бересток на поминах исполняется так называемый староволынский распев этой молитвы, сравнительно редко звучащий в современном церковном обиходе. Отсутствие многоголосной гармонической фактуры, диатонический строй мелодии, а также особая строфическая композиция с припевным обрамлением — все это сближает местную версию данного распева с народно-песенными образцами.

По окончании молитвы тушат воткнутую в хлеб свечу, садятся за стол. Начинается центральная часть обряда — совместная поминальная трапеза. Перед ее началом родственники умершего обращаются к присутствующим с ритуальной формулой: «Бяритя пейте, ешьте, набирайтеся! Сегодня не свадьба, ни имянины. А мы подъядим. Не допьётя — допьём, ни наешь — доядим. Бяритя, бяритя…»

Главное поминальное блюдо — мукóвня, ее еще называют первый ужин, горячий ужин, свежее покойнику. Готовят блюдо непосредственно на поминах из принесенных продуктов (из них не используют только яйца, которые потом относят на кладбище). Муковня представляет собой похлебку из муки, заправленную луком и салом. Ее готовят также для ночных трапез, которые проходят в доме умершего до его погребения. Их участницами являются женщины, приходящие ночевать с покойником. «Это первый ужин — муковня горячая, ужин горячий, свежее покойнику. Кипятять водичку, тесто разводят мукою и варють. Муку пережарють — она ўкусная! Как суп ўкусная! И вот мы нясём эту муковню [на стол]. А если сальца нясем — тоже это в муковню режуть и жарють на ужин. А яечки эты носють оны на могилки, это нясешь покойнику. И наши ж там ёсь покойники!» Поминальная муковня,  обладающая особыми вкусовыми качествами, наделяется магическими свойствами: «Усим, усим[2] обязательно надо муковню эту покушать. Это для родителей. Если покушать, то будешь здоровая… и аппетит пойдеть! Вот свари дома — так-то кушать ня будишь! Вот свари или на шастины или что-нибудь — знаешь как укусна бываить!»

Кроме муковни в число обязательных поминальных блюд входят драчёны (тонкие блинчики, которые едят с медом) и кисель. Драчёны подаются одновременно с муковней и открывают обрядовую трапезу. Кисель же является последним блюдом на поминках и служит знаком их окончания. За исключением перечисленных блюд, прочая еда не отличается от обычной, но в контексте поминального обряда также наделяется особыми свойствами. Показательно, что присутствующие на поминах обязательно должны попробовать каждое поданное на стол блюдо: «Всякую пищу покушай! Тебе Господь здоровья будеть давать».

Центральный этап поминок представляет собой чередование приема пищи и пения поминальных стихов. Стихи — основной песенный жанр поминального обряда. По выражению исполнителей, их (как и другие традиционные песенные жанры) кричат, то есть исполняют громко, во весь голос. По репертуару стихов помины 40-го дня не отличаются от других поминок. Число и порядок их исполнения полностью зависят от «начальницы». Иногда по желанию присутствующих поют какой-либо наиболее подходящий к данной ситуации или любимый всеми стих. Особой популярностью в Берестке пользуются следующие стихи: «Просилася Нюра у Господа Бога» (душа умершего просит у Бога отпустить ее на поминки), «Поминайте, братья-сёстры» (обращение к живущим с просьбой о поминовении), «На всех солнце светит, на мине уж нет» (противопоставление умершего, который «уже дома», живущим, находящимся «в гостях»), «Эх вы ангелы, вы архангелы» (о расставании души с телом), «А вчирася человечек по сырой земле ходил» (о летящей к Богу душе, просящей у него прощения). Обычно на поминках исполняют около десяти стихов. По своей музыкальной стилистике берестокские стихи близки образцам данного жанра в соседней смоленской традиции.

Помимо стихов во время поминальной трапезы звучат устные рассказы, чаще всего нравоучительного характера.

Завершаются шастины пением молитвы «Трисвятое», песнопений «Со святыми упокой» и «Вечная память». Как и в начале поминок, их исполняют, выйдя из-за стола и встав лицом к святому углу, на стол вновь ставят хлеб с зажженной свечой: «Свечечку зажгуть, опять стишочек [имеются в виду молитвы] накричать и усё — иди домой!» После ухода участников шастин родственники тушат свечу, которую хранят до следующих поминок. Их справляют через полгода или через год.

Будучи частью похоронного ритуала, поминальная обрядность в д. Бересток являет собой пример живой народной традиции, сохраняющей до сего дня свою актуальность.



[1] Здесь: убитых.

[2] Всем.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Причитание у окна над кануном в исполнении жителей д. Бересток Дубровского р-на Брянской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна